Находясь с официальным визитом в Бельгии (6 мая), премьер-министр Армении Тигран Саркисян во время встречи с представителями средств массовой информации заявил следующее: «… силой, ведущей общество вперед, является средний слой, который сегодня в Армении слаб. Поэтому наша цель – взять богатых под контроль, сделать их деятельность гласной и контролируемой…».
Итак, речь идет о «среднем слое», или среднем классе общества. Важность среднего класса в обществе отмечали еще в глубокой древности, связывая с его наличием благополучие и процветание государства. Не бедные и богатые, а именно «средние» обеспечивают степень демократизации общества, оптимальный уровень потребления товаров и услуг.
Средний класс – это не только определенный менталитет его представителей, но и личный доход, позволяющий обеспечивать социальный стандарт потребления товаров и услуг. Такой доход, который, чисто с экономической точки зрения, не говоря уже о личностном подходе, позволял бы с негодованием отвергать предвыборную взятку в 10 тыс. драмов…
Итак, премьер считает наш средний класс «слабым». На чем основывается его мнение, не совсем ясно… Относительно дифференциации нашего населения по доходам достоверной информации не имеется. Данные бюджетного обследования семей, периодически публикуемые Национальной статистической службой Армении (НСС), не отражают реальной картины.
Дело в том, что семьи из обеспеченных слоев населения, как правило, отказываются сотрудничать с НСС, не желая «освещать» свои доходы. Поэтому дифференциация населения по доходам, представляемая официальной статистикой, может вызвать лишь недоумение тех, кто не знаком с нюансами этого обследования.
Если данные статистики не дают ответа на наш вопрос, то мы попытаемся на основе косвенных данных получить хотя бы ориентировочное представление о структуре нашего общества.
Вначале отметим, что данные официальной статистики относительно численности постоянного населения подвергаются критике независимых экспертов. За последние годы сальдо между количеством лиц, пересекающих государственную границу Армении, вновь стало отрицательным на многие тысячи человек, что косвенно свидетельствует об активизации эмиграции.
Но, примем во внимание одно обстоятельство. Из Армении временно выезжают в массовом порядке на заработки в другие страны (в основном в Россию) наши «гастарбайтеры», семьи которых остаются на родине. Поэтому количество семей можно считать более или менее достоверным показателем. На основе численности постоянного населения и коэффициента семейности (4,2) можно подсчитать количество семей в Армении – 780 тыс.
Далее, рассмотрим количество автомобилей, импортированных в Армению за период с 2001 года по 2011 год. Всего за этот период в страну было завезено почти 237 тыс. машин. Машины, конечно, импортировались и ранее. Но основная масса все же пришлась именно на последнее десятилетие, причем максимальный показатель был зафиксирован в докризисном для Армении 2008 году – почти 42 тыс. единиц.
Таможенники, дифференцируя импортированные автомобили по таможенной цене, наивысшую стоимость выражают в «$30 тыс. и выше». Подчеркнем, что это – таможенная цена. То есть, доходя до покупателя, стоимость автомобиля намного увеличивается. Так, к примеру, розничная цена одной из дорогостоящих иномарок — «Audi Q7», в Ереване в мае текущего года превышала $65 тыс. Наименьший же показатель таможенной цены автомобилей установлен в пределе «до $5 тыс.».
Учтем, что после уплаты грандиозного налога (включающего в себя таможенную пошлину, налог на добавленную стоимость и таможенного сбора), цена автомобиля увеличивается почти на треть. Затем к этой величине суммируется навар продавца-импортера. Так что диапазон «до $5 тыс.» может на рынке подскочить до $7-8 тыс., если не больше…
По сути, автомобиль, недосягаемый для бедняков по стоимости, может служить критерием личных доходов. В принципе даже «бедная» семья может приобрести недорогую иномарку, если имеет возможность получить разовый доход при обмене недвижимости. Однако для содержания железного коня нужно иметь приличный постоянный доход, иначе он, железный конь, будет вечно припаркован во дворе.
Для справки: средняя розничная цена бензина в мае текущего года составила в Ереване 496,6 драмов (в эквиваленте – $1,25) за литр, дизельного топлива – 464,9 драмов ($1,17). Заправка же сжатым газом обошлась в этом же месяце столичным водителям в 196,2 драма ($0,49) за 1 кубический метр.
Если исходить из ежедневного пробега в 20 километров, то расходы на бензин в месяц составят около 300 тыс. драмов ($750). Для сравнения приведем размер среднемесячной номинальной заработной платы за апрель месяц – немногим менее 118,5 тыс. драмов.
Получается, что даже при двух работающих в среднестатистической семье их общий доход все равно не дотягивает до величины расходов на бензин. А к этим расходам надо еще приплюсовать другие затраты на эксплуатацию автомобиля, а также налоги. Так что роскошь иметь иномарку может позволить себе далеко не каждый гражданин…
Для последующих расчетов надо абстрагироваться от многих факторов. К примеру, автомобили покупают и юридические лица: государство, а также коммерческие компании. Автомобили гражданами часто приобретаются на замену имеющихся машин. Старая же модель реализуется на рынке, другим гражданам.
Многие имеют деньги, но не желают покупать машину. Хотя такое «нежелание», в неутешительных условиях общественного транспорта, скажем, столицы, выглядит довольно странно. Отдельные семьи каким то чудом имеют в собственности автомобиль, однако практически не эксплуатируют его, из-за непомерных затрат на эксплуатацию. Но это, опять-таки, исключения из правил.
Естественно, парк автомобилей в стране имелся и до исследуемого периода. Многие граждане имеют машины еще с советских времен, причем на наших дорогах можно встретить модели полувековой давности. Но это не характерно для парка автомобилей страны. В целом же можно придти к выводу, что противоположно направленные факторы в определенной степени компенсируют друг друга.
Автором умышленно не учтено количество автомобилей, импортированных в I квартале текущего года, хотя данные о них уже опубликованы. Этот подход позволяет скорректировать величину импорта машин на ту часть, которая приобреталась государством или же коммерческими компаниями. Поэтому дифференциацию нашего общества, выполненную по признаку наличия собственного автомобиля, а также цены последних, можно считать отражающей реальное соотношение вещей.
Итак, по признаку отсутствия автомобиля «бедными» можно считать порядка 70% всех семей в республике. Подчеркнем, что термин «бедные» в данном понятии качественно отличается от категории «бедные», которой оперирует официальная статистика. Последняя определяет статус семей, исходя из соотношения их среднедушевого дохода к стоимости потребительской корзины. А стоимость «корзины» довольно мизерная, каковое обстоятельство значительно искажает реальную картину с бедностью.
Средний класс составляет вторую по величине группу населения, с долей менее одной четверти. «Богатыми», судя по цене импортированных за последнее десятилетие дорогостоящих автомобилей, являются 5% семей в республике. Заметим, что термин «богатые» применяется относительно, с учетом реальной дифференциации населения по доходам.
Сверхбогатые семьи в общей количестве домохозяйств страны занимают «скромный» удельный вес в 1%. Внутри этой группы, конечно, имеется своя дифференциация. Некоторые независимые эксперты считают, что несколько десятков семей владеют подавляющей долей частного капитала в стране.
Альберт Хачатрян