Вашингтон никак не препятствует, а быть может и потворствует проявлению азербайджанской агрессии на линии соприкосновения – Интервью

Вашингтон никак не препятствует, а быть может и потворствует проявлению азербайджанской агрессии на линии соприкосновения. Об этом в беседе с корреспондентом NEWS.am заявил политолог, сотрудник Института политических и социальных исследований Черноморско–Каспийского региона, эксперт Андрей Арешев.

«Попустительство США не проявляется открыто, это делается при помощи стран-союзниц. Например, Вашингтон закрыл глаза на сделку по закупке Азербайджаном крупной партии израильского вооружения, а Израиль – союзник США. Известна также позиция другого близкого союзника Штатов в регионе – Турции, которая в последнее время все чаще высказывается по поводу карабахского конфликта, открыто выступая на стороне Азербайджана», — напомнил Арешев. Политолог отметил, что стратегия США на Южном Кавказе в данном случае ничем не отличается от уже общеизвестной методики, применяемой Вашингтоном по всему миру, в частности, на Ближнем Востоке. Она сводится к тривиальной формуле «выгребания жара чужими руками».

В качестве примера сотрудник Института политических и социальных исследований Черноморско–Каспийского региона указал на Сирию. «В Сирии используются наемники, которые если и не финансируются напрямую из США, то пользуются поддержкой дружественных Вашингтону государств. В вопросе Нагорного Карабаха то же самое – из Белого дома звучат призывы к мирному урегулированию, недопустимости эскалации конфликта, но один из ближайших союзников США продает Баку оружие на сумму $1,6 млрд. Это шаблонная, вполне понятная логика, и почему бы не использовать ее на Южном Кавказе, если она срабатывает в других частях света?», — сказал он, выразив уверенность, что в условиях такой двойной, тройной и n-ной игры уже не вызывает никаких сомнений, что азербайджанские диверсии на линии соприкосновения последних дней были умышленно и детально синхронизированы с региональным визитом Хиллари Клинтон на Южный Кавказ.

По мнению Андрея Арешева, сегодня США пытаются «протолкнуть» свои схемы урегулирования карабахского конфликта, на что указывают слова той же Клинтон о «новых подходах» к решению вопроса. «Сложно сказать, о чем вообще идет речь. Если имеется в виду размещение миротворческого контингента в зоне карабахского конфликта, то не совсем понятно, как это может быть реализовано без согласия Армении, Азербайджана, а в особенности самого Нагорного Карабаха. По всей вероятности, это был пробный шар, нацеленный на изучение реакции властей Армении», — предположил он, отметив, что эта тема, по всей вероятности, будет продолжена на предстоящей встрече глав МИД Армении и Азербайджана Эдварда Налбандяна и Эльмара Мамедьярова в Париже.

На вопрос о том, какие шаги может предпринять Россия и как вообще на происходящее смотрят в Кремле, Андрей Арешев заметил, что Москва сегодня сама находится в довольно непростой ситуации. «Во внешнеполитической повестке России остро стоят вопросы Ирана и Сирии. На Москву оказывается колоссальное давление с тем, чтобы она уступила Сирию. Непроста ситуация с Ираном, там тоже велика амплитуда политических колебаний. На этом фоне внимание России к Центральной Азии и Южному Кавказу ослабело, и это развязывает руки игрокам, заинтересованным в дестабилизации ситуации. С другой стороны, следует учитывать, что Россия никогда не владела «контрольным пакетом акций» в урегулировании карабахского конфликта, несмотря на весь публичный ажиотаж по этому поводу», — заметил Арешев.

При этом политолог придерживается мнения, согласно которому российской стороне следовало бы уделять больше внимания Южному Кавказу, поскольку дестабилизация в этом регионе противоречит всем ее мыслимым и немыслимым интересам, особенно сейчас, когда идет процесс согласования позиций и подходов по международной повестке с Западом. В любом случае, полагает эксперт, стратегические, военные, союзнические отношения Москвы и Еревана играют важную роль в стабильности Южного Кавказа и рано или поздно окажут свой положительный эффект, способствуя стабилизации обстановки.

Говоря о позиции отдельно взятой Армении и действиях Азербайджана, направленных на взвинчивание напряженности на границе с двумя армянскими государствами, Арешев подчеркнул, что армяне должны давать адекватный ответ, другого выхода нет: «В противном случае властям Армении будет трудно объяснить своему обществу, почему на границе то и дело гибнут солдаты. В этом плане коридор перед армянским руководством довольно узок и не дает возможности для широкого маневра». Как отметил эксперт, с этой точки зрения Армения сегодня действует с высокой степенью осторожности, понимая, что от эскалации карабахского конфликта и возобновления боевых действий лучше не станет никому – ни армянским сторонам, ни самому Азербайджану, ни странам, в той или иной степени привлеченным к процессу урегулирования.

На вопрос о том, почему, в таком случае, тот же Азербайджан периодически прибегает к провокациям, направленным как раз на «подогрев» и без того высокой напряженности на линии соприкосновения, Арешев ответил, что здесь важную роль играет уже внутренний фактор, который ни при каких условиях нельзя сбрасывать со счетов. «Все прекрасно знают о царящих в Азербайджане настроениях, которые, прямо скажем, достаточно мрачны. Власти этой страны последовательно мобилизуют общественное мнение вокруг идеи силового решения карабахского конфликта, подпитывают ее. Периодические инциденты на линии соприкосновения служат именно этой цели», — заявил собеседник. Кроме того, по его мнению, внешние силы тоже не отличаются высокой степенью консолидации. «Возьмем в качестве примера ту же Сирию. Американские военные в своем большинстве выступают против военной интервенции в эту страну без соответствующих санкций Совета безопасности ООН. Об этом, в частности, ясно и четко заявил глава Пентагона Леон Панетта. С другой стороны, политики и дипломаты — и здесь я не исключаю госсекретаря Клинтон – говорят о необходимости вторжения в обход санкций. То есть говорить о том, что внутри этих самых внешних сил нет раскола, не приходится. Теперь про нагорно-карабахский конфликт – в Израиле, Турции, США и других странах, прямо или косвенно участвующих в разрешении конфликта, есть свои достаточно автономные группы, которые имеют возможность действовать в определенной степени вольно. У этих групп есть свои интересы, которые они жаждут удовлетворить и ищут для этого возможности. Это сложный, многослойный котел, наличие которого делает развитие сценария трудно предсказуемым».

В заключение Андрей Арешев решил поделиться частичкой оптимизма, отметив, что несмотря на явное обострение ситуации на линии соприкосновения, ситуация все еще далека от «точки невозврата». «Обострения бывали и раньше. Известны конкретные даты, когда Армения приводила свои военные подразделения в повышенную боевую готовность и стягивала их к границе. Но, тем не менее, еще не все карты легли на стол, еще не все сказали свое слово. Сегодня наиболее тревожным обстоятельством является не само обострение, а та огласка, которую это обострение получило. Это, по всей видимости, хорошо спланированная извне манипуляция, преследующая политические цели. США хотят сказать свое слово, но не факт, что оно будет последним», — резюмировал сотрудник Института политических и социальных исследований Черноморско–Каспийского региона, эксперт Андрей Арешев.

 

Источник: Информационно-аналитическое агентство News.am

Отправить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.