Национальная статистическая служба Армении (НСС) опубликовала данные сплошного учета домашнего скота, по состоянию на 1 января 2012 года. Считать, конечно, трудновато, тем более, что упомянутая скотина не стоит спокойно на месте, а старается поскорее удрать. Видимо, сей фактор сказался на процессе, ибо впоследствии эти данные учета были уточнены. Естественно, в сторону повышения.
Так, в результате корректировки первичные данные по крупному рогатому скоту увеличились на 1,0% (в том числе по коровам – на 1,2%), свиньям – аж на 6,3%, овцам и козам – на 2,5%. Полученные результаты, вне сомнения, усилят оптимизм относительно светлого будущего нашего животноводства.
В конечном итоге поголовье крупного рогатого скота, всего лишь за год, увеличилось на 27,9 тыс. (или же на 4,9%), в том числе коров – на 10,8 тыс. (4,0%). Добавим, что вследствие разницы в темпах роста удельный вес коров в данной группе несколько снизился, докатившись до 47,3%. Все же, это выше показателя двадцатилетней давности: в 1991 году доля коров среди крупного рогатого скота составляла 39,2%.
По группе «овцы и козы» также зафиксирован рост: количество их возросло на целых 57,7 тыс. (на10,8%). Здесь необходимо небольшое разъяснение. Овец в этой группе намного больше, чем коз, почти в 20 раз. Поэтому название группы, проистекающее из методологии учета, может дать несведущему читателю искаженное представление о роли коз в животноводстве Армении. А вот по свиньям приводятся неутешительные показатели учета. Поголовье их сократилось на 6,7 тыс. (на 5,8%).
Если не учитывать неутешительной ситуации со свиньями, в целом в животноводстве заметен явный позитив за год. Однако это единственный плюс в недавней истории животноводства, за долгий период, после перехода экономики страны на рыночные отношения. Количество домашнего скота за указанный период сократилось, особенно резко по овцам и свиньям, а положительные сдвиги в численности имеются только по коровам.
Из графика наглядно видно, какой катастрофический спад имелся по таким видам домашнего скота, как свиньи и овцы. Учтем, что и в те далекие годы республика отнюдь далеко не полностью обеспечивала потребности населения и перерабатывающей промышленности в мясе. Так что ситуация с ресурсами мяса местного производства за двадцатилетие еще более ухудшилась.
Отметим, что в лучшие годы уровень среднедушевого потребления мяса и мясопродуктов в Армении колебался около планки в 40 килограммов за год, а ныне сократился более чем вдвое. К слову, показатель давних лет считался относительно низким, так что объективную оценку нынешнего его уровня лучше не приводить…
Ныне проблем с ограниченностью товарных ресурсов, проще говоря – дефицитом мяса, не может быть. Проблема только в низкой платежеспособности населения, а отсюда, в относительной дешевизне мяса, в сравнении с ценами в развитых странах. Последний фактор, в свою очередь, в определенной степени ограничивает импорт этих товаров.
Хотя по поголовью овец ныне почти столько же, сколько крупного рогатого скота, в рационе питания жителей Армении, особенно горожан, доминирует скорее говядина, чем баранина. Эта тенденция имеет свыше полувековую традицию, до этого была ситуация с точностью наоборот. В свое время местные потребители с недоверием относились к замороженной говядине, предпочитая ей свежую баранину. Но, после должной оценки достоинств говядины, как универсального продукта питания, сдвиг в покупательском спросе все же произошел.
В продуктовом наборе минимальной потребительской корзины, разработанной министерством здравоохранения, суточная норма мяса (говядины) составляет в среднем 100 граммов на душу населения. Между тем, в наборе НСС суточная норма мясопродуктов составляет всего лишь 48,3 граммов, то есть в два раза меньше приведенной выше физиологической нормы. Разница в этих показателях принципиальная: медики, само собой разумеется, приводят «желаемые» показатели, а вот статистики — реальную картину уровня потребления продуктов питания.
В заключение отметим, что на рынках сельхозпродуктов фиксируется лишь часть товарных ресурсов мяса. Нередко мясо, так сказать, в живом виде, предлагается покупателям на ближайших к столице участках автомобильных трасс. Там можно видеть целые стада овец, предназначенных для продажи и последующего неминуемого убоя. Последняя «услуга», если покупатель пожелает, совершается тут же на месте, на глазах случайных свидетелей. Бывает, что точно так же обходятся и с более крупным домашним скотом.
Автор этих строк был свидетелем довольно непривлекательной и позорной сцены на одной из окраинных дорог столицы: молодой парень, старательно прицеливаясь в лоб несчастной корове, уже размахнулся для смертельного удара огромной кувалдой. Причем счастливая семья покупателей, в числе коих были и малолетние дети, в ожидании стояли рядом…
Это средневековое варварство, конечно, достойно отдельного исследования. Хотя неясно, куда смотрят правоохранительные органы, вкупе с защитниками животных!
Альберт Хачатрян