Армянский парламент действует словно по турецкой директиве, отказываясь признать Геноцид греков и ассирийцев в Османской империи. Об этом заявила 19 марта депутат Национального Собрания от фракции «Наследие» Заруи Постанджян во время обсуждения законопроекта партии о признании геноцида греков, ассирийцев и других народов Османской империи.
Законопроект получил отрицательную оценку правящей Республиканской партии Армении. В частности, вице-спикер парламента Эдуард Шармазанов отметил, что под термином «Геноцид армян», международного признания которого добивается Армения, ставится требование признать истребление других коренных народов Малой Азии – греков и ассирийцев, а также езидов. Соответственно, нет необходимости в отдельном признании Геноцида в отношении других народов.
С подобной постановкой вопроса не согласилась другой депутат от фракции «Наследие» Лариса Алавердян. «Армения – многонациональное государство. Вне зависимости от того, какая национальность какой процент населения составляет. Следовательно, права всех национальностей должны в равной степени уважаться», – заявила она. В свою очередь, Постанджян обвинила коалиционное большинство в замалчивании преступлений. «Армянский парламент действует словно по подсказке Турции. Отрицая Геноцид коренных народов на территории Османской империи, парламент Армении, к величайшему сожалению, продолжает политику правопреемницы империи – Турецкой республики, привыкшей замалчивать преступления», – заявила она.
На последовавшем голосовании законопроект не был включен в повестку: против решения проголосовала правящая коалиция. 17 депутатов, включая представителей «Наследия», проголосовали «за».
Законопроект «Об осуждении Геноцида понтийских греков, ассирийцев и других национальностей в Османской империи» предлагает установить 19 мая как День памяти жертв турецкого Геноцида как тяжелейшего преступления против человечности.
Перед Первой мировой войной, по официальным данным Османской империи, в стране жило как минимум 2,7 млн. греков. В 1914 – 1923 гг. из них погибли около 700 тысяч – как от прямого истребления, так и от принудительных работ, депортаций и голода.
Тем не менее, даже после окончания погромов в сентябре 1922 года и последовавшего в следующем году обмена населением Грецией и Турцией, в Турции, по данным 1927 года (приводимым греческим исследовательским центром LDSA), насчитывалось около 120 тысяч греков, значительная часть – в Стамбуле. В сентябре 1955 года правительство Аднана Мендереса спровоцировало новую волну погромов греческого населения, и через три с лишним десятка лет после «армянского», практически решило для себя и «греческий вопрос». В настоящее время, по данным «Human Rights Watch», в стране проживает около 2,5 тысяч греков.
Как отметили в беседе с корреспондентом NEWS.am представители греческих и ассирийских общественных организаций, вопрос был обсужден с их участием. Против законопроекта высказались представители ассирийской общины. В частности, руководитель федерации ассирийских союзов «Хаядта» Ирина Гаспарян отметила, что в данном виде законопроект для них неприемлем, так как 19 мая – «дата греческая».