С переходом на рыночные отношения в нашей реальности появился некий феномен – «договорная цена». До этого имелись «твердые» цены в розничной торговой сети тогдашней государственной и кооперативной торговли. Цена, формирующаяся по итогам «торгов» покупателя с продавцом, была присуща только так называемым «колхозным рынкам», именуемым в обиходе «базары».
Это и была классическая «договорная цена», являющаяся результатом компромисса между сторонами торговой сделки. Отметим, что в принципе такие сделки, без «твердой» цены, свойственны восточной торговле, в переносном и худшем смысле этого слова. Может быть, для некоторых индивидуумов такой базар и приятен, но, думается, большинству все же хочется иметь дело с фиксированной ценой. Меньше волокиты, да и неохота торговаться с продавцами.
Что удивительно, «договорная цена» вышла за пределы своего обычного обитания, то есть базаров, и стала практиковаться в солидных с виду объектах розничной торговли. К примеру, в магазинах стройматериалов на ценнике товара красуется одна цена, а продавец покупателю предлагает скидку, нередко довольно солидную. Поражает та легкость, с которой делается скидка, скажем, в 10% с первоначальной цены.
Имеются и более изощренные методы «договорной цены», замаскированные под акции или выгодные покупки. К примеру, в магазинах бытовой техники покупателю могут предложить товары на оную (как правило, довольно высокую!) сумму, в качестве бонуса предлагая один или сразу несколько более дешевых электроприборов. Каким образом торговое предприятие благополучно не прогорает от такой благотворительности, неясно.
Ясно одно: торговая наценка настолько высокая, что позволяет за счет навара ощутимо снижать цены. Или же цены «фальшивые», что в принципе почти одно и тоже. В обоих случаях продавец, то бишь собственник торговой организации, получает сверхприбыль. Кстати, в цивилизованных странах вроде бы нет такой практики – за крупную сумму покупки «дарить» покупателю бонусные товары. Акции по снижению цен довольно часто проводятся.
Плохо то, что с переходом на те же рыночные отношения (одни из самых либеральных в мире) был утерян контроль над ценами. То есть в этой сфере, за исключением цен и тарифов отдельных хозяйствующих субъектов, царит полнейший произвол. Народ кормят сказками, что цены формируются в конкурентной среде, и будто бы уровень их объективен, при таком раскладе спроса и предложения.
Однако на вопрос – почему тогда у нас «уж очень» высокие цены, никто толком не может ответить. Да и что отвечать, когда никаких нормальных объяснений попросту не имеется. На всех товарных рынках, если имеется несколько хозяйствующих субъектов, последние всегда могут договориться о выгодной для себе цене. Даже на базарах, где десятки продавцов-перекупщиков торгуют одними и теми же товарами, подобный сговор налицо.
Поскольку идея об объективном и свободном механизме формирования цен с треском провалилась, государству необходимо предпринять ряд мер по защите прав потребителей. Инфляция последнего времени еще более ухудшила состояние необеспеченных слоев населения, и уровень бедности в стране возрос. Не исключается, что на росте цен погрели руки недобросовестные «предприниматели». Иначе чем объяснить факт резкого роста вкладов «граждан» в банках, проистекающий на фоне роста бедности в стране?
Тотально все цены, понятное дело, невозможно изучить на предмет злоупотреблений. Однако можно отобрать ряд важнейших товаров, и по ним проследить, каким образом их стоимость нарастает в процессе своего движения к рынку. Помимо этого, давно пора решить вопрос норматива максимальной рентабельности для ряда тех же важнейших товаров.
Помимо цен, тайной для общественности остаются и многие тарифы, достаточно вспомнить скандал с резким повышением розничной цены природного газа. Та же анархия царит в сфере столичного общественного транспорта. На вопрос, откуда взялся действующий ныне тариф в 100 драмов, опять-таки внятного ответа нет.
Нет никаких нормативов себестоимости проезда на том же общественном транспорте, на основе которых можно было бы определить объективность данного тарифа. Если у нас отсутствуют научные учреждения, которые занялись бы исследованием этого вопроса, то можно взять на вооружение таковую информацию, разработанную нашим северным соседом – Россией.
В этой информации вся себестоимость проезда на общественном транспорте досконально расписана, по всем его видам. Остается только использовать эти данные. Имеется же у нас министерство транспорта и связи, а также столичная мэрия, вот пусть не ленятся, и проверят, с убытком ли работает столичный общественный транспорт (как об этом плачутся владельцы «линий»), или все же дает немалый навар!
Альберт Хачатрян