Весна идет – весне дорогу! Четвертый отчетный концерт музыкального проекта «Армсупертсар-5» получился по-весеннему свежим и эмоциональным. То ли конкурсанты уже начинают привыкать к сцене и с к свету, то ли подобранный им репертуар пришелся по душе – но очевидно, что на этот раз ребята выложились по полной. Не все получилось, но старались очень. Объективно, только начиная с этого концерта можно считать, что шоу, наконец, состоялось. До этого концерты больше смахивали на более ли менее удавшиеся репетиции. Но, как известно, не ошибается только тот, кто не работает. Надо отметить, что большую лепту внесло и жюри, которое, видимо под влиянием весенних флюидов, сыпало шутками и было в ударе, что придало шоу особую пикантность и заметно его оживило.
Ну а теперь перейдем к нашему обычному «разбору полетов». Темой концерта в преддверии 8-го марта стали красота и материнство. Таким образом, логично будет начать с мужчин, чьи ряды заметно поредели после того, как конкурс покинул Армен Марданян. Но сильно переживать за них не стоит, уверена, что фанатки конкурса не дадут их в обиду, отдавая в массовом порядке голоса за несколько эпатажного Артура Мацакяна и сладкоголосого Ерванда Матевосяна. Справедливости ради, выступили они весьма неплохо. Ерванд был очень убедителен и гармоничен. Песня Николая Носкова «Я тебя люблю» была исполнена с разумной долей агрессии, которая, как отметил певец Андре, любви не помешает. Был драйв, была эмоция, была мужская харизма. В общем – одно из лучших выступлений Ерванда, где ему частично удалось сломать сложившийся стереотип мальчика бой-бендовца. Было бы интересно увидеть теперь Ерванда с какой-нибудь серьезной лиричной композицией наподобие культовой на западе «Mad World» Гари Джулса.
Человек-праздник, как окрестила певица Лейла Сарибекян Артура Мацакяна, праздник устроил по полной программе. Феерическое исполнение «No woman no cry» из репертуара кумира растаманов всего мира Боба Марли понравилось всем, но с одной оговоркой — никак не удается парню удивить членов жюри. Артуру абсолютно комфортно в стиле регги, и ставка в выборе песни для него была сделана именно на жанровую «совместимость» . Однако, как известно, рыбе легко плавать, рыбе невозможно ходить. И здесь нельзя не согласится с Аветом Барсегяном и с Гариком Папояном, которые отметили, что находиться в своей стихии, как рыбке в своем водоеме Артуру никакого труда не доставляет. В этом жанре Артур блистает, но что будет, если выбросить его на берег? Действительно, хотелось бы удостовериться, что Артру может заниматься не только клоунадой, но и показать себя в качестве серьезного драматического исполнителя. Ну или не очень серьезного, но, как минимум, исполнителя, а не паяца. Подбирать Артуру репертуар конечно сложно, учитывая его весьма специфичный образ. Но все-таки хотелось бы увидеть некую глубину в его выступлениях. Есть такая композиция «To and fro» британского дуэта «Mattafix». Не слишком сложная в техническом плане, но глубоко лиричная, смиренно-грустная песня помогла бы, возможно, понять, умеет ли Артур передавать эмоцию, не отходя далеко при этом от жанровых возможностей певца. Быть трогательным и понятным в простоте и без «прибамбасов» — сверхзадача, которая стоит перед данным конкурсантом на сегодняшний день.
«Представь, что ты купила дорогой подарок, сделала прическу, разоделась и пошла поздравлять маму. Но когда мама откроет дверь, ты ее не обнимешь и не поцелуешь», — характеристика, которую дал Авет Барсегян сразу двум исполнительницам: Анаит Арутюнян и Араксии Амирханян. Пожалуй, лучшего сравнения сделать было бы невозможно. Надо отметить, что Авет был в ударе этим вечером. «Весеннее обострение» как пошутил Арам-мр3 по поводу телеведущего, который сыпал шутками, но был при этом наиболее критически и скептически насторенным членом жюри. Анаит и Араксия пели на армянском языке, обе пели про мам и для мам. Чувствовалось, что вкладывали душу и из кожи вон лезли, но не тронули, не смогли, не получилось. Хотя не все члены жюри разделили эту точку зрения: Гарику понравилось исполнение Араксии, Андре не смог абстрагироваться от эмоциональной составляющей самой песни и похвалил Анаит, а Лейла Сарибекян и вовсе призналась, что хотела бы иметь такую дочь как Анаит, и чтоб она однажды спела ей такую песню. Но «обнять маму», как опять-таки образно выразился Авет, у девочек все-таки и не получилось, несмотря на выступившие на глазах слезы и бесконечно протянутые к зрителю руки. Но это частности. А в общем — Араксию на этом конкурсе мы хотя бы видим в разных ипостасях, а вот выступлений Анаит остается стабильное ощущение однообразия. Хотя объективно она не уступает Араксии в смысле вокальной техники, даже превосходит. Но немудрено, что Анаит постоянно попадает в номинацию: скучно на нее смотреть и скучно слушать. В чем же проблема? Мне кажется, ей стоит кардинально сменить имидж и попробовать спеть в революционном для нее жанре. В одной из публикаций, посвященных прошедшим сезонам «Армсуперстар» говорилось, что этот проект создал альтернативное музыкальное поле в Армении. Где оно? Куда оно делось в этом сезоне, или пары-тройки рок и R&B композиций достаточно, чтобы проект приобрел репутацию авангардного?! Где смелые необычные решения?! Случай с Анаит крайне показателен. Зритель в Армении своим голосованием говорит о том, что хочет видеть эту девушку в «другой воде». Как насчет того, чтобы дать ей какую-нибудь композицию вроде «Rainbow» из репертуара французской звезды Эмили Симон?! Рисковано конечно, но ей лучше рискнуть и проиграть, чем навсегда оставаться в образе девочки из церковного хора.
Соне Рубенян снова выпала честь петь песню Кристины Агилеры. Выступила как всегда хорошо, вернее – образцово-показательно. Судьям понравилось, зрителям вроде тоже, меня лично не зацепило. Удивляет, что Соне второй раз дают песню из репертуара Агилеры. Понятно, что она единственная на этом конкурсе, кто технически способен осилить «агилеровксие вокализы». Но слепое подражание — не показатель мастерства. Нельзя бесконечно эксплуатировать один и тот же прием, тем более, что сравнение с оригиналом неизбежно и в этом случае оно играет не в пользу Соны. Она- пока еще не Агилера и если так продолжится, то и эта бесспорно талантливая вокалистка рискует стать так и не найти свою собственную индивидуальность, тоже стать скучной. В общем, на этот раз не появилось от выступления Соны ощущения исполнительской осмысленности, несмотря на довольно эмоциональное выступление. Песня «Oh, mother», которую она исполнила на этом концерте – очень личная, а потому – крайне сложная. Кристина поет о взаимоотношениях своих родителей. Словом, это не совсем обычное посвящение матери. Она, конечно, о маме, и там есть «I love you, mom», но насколько глубоко Сона понимала о чем пела – так и осталось под знаком вопроса. Песни Агилеры отличаются от бесчисленного количества поп-композиций относительно большой смысловой нагрузкой текстов. Данная композиция – посвящение женщине пережившей домашнее насилие. Бич американского общества – так называемый «доместик вайеленс». Не дай Бог Соне на самом деле понять, что это такое, но браться за такие тексты можно только тогда, когда абсолютно уверен, что понимаешь о чем речь. В общем, думаю, пришла пора Соне исполнить что-нибудь менее серьезное. Думаю, ей бы подошла последняя композиция Полины Гагариной «Спектакль окончен».
Вот у кого нет проблем с индивидуальностью, кого ни при каком раскладе нельзя назвать скучной, так это Джульетту Саркисян. Всех очень порадовало ее возвращение на сцену; предыдущий концерт Джульетта пропустила в связи с проблемами со здоровьем. Эту исполнительницу я бы назвала самой «интеллектуальной» среди всех участников. Есть в ее манере что-то, что притягивает взгляд и заставляет слушать. Несмотря на свой юный возраст, Джульетта уже освоила науку «флирта» со зрителем. В жизни Джули производит впечатление девочки-пацанки, но на сцене происходит полнейшая метаморфоза – перед нами готовый артист. Он филигранно владеет языком жестов, контролирует каждое движение рук и ног. Нет в ней слащавости, протянутых в мольбе рук. Она не просит публику о милости, она уже выходит на сцену победительницей. Своей индивидуальностью Джульетта покрывает несовершенство вокальное. Есть над чем работать Джульетте, однако потенциал налицо. «Хулиганистая» натура этой конкурсантки вполне заслуживает песни из репертуара Пинк, например «Sober». Думаю, ей подойдет.
Элизабет Адикян выступила с песней Лары Фабиан «Мама моя». Выступила неплохо, но слишком переиграла с подражательством оригиналу. Испортила все впечатление, когда произносила «мама, я люблю тебя» с акцентом самой Лары Фабиан. Получилось неестественно и глупо. Было бы гораздо органичнее пропеть эту фразу с армянским акцентом, чем дословно пытаться копировать бельгийскую примадонну. Еще один пример, когда отсутствие исполнительской индивидуальности напрочь перечеркивает объективные достоинства, имеющиеся в арсенале певца.
«Тhat’s all right, mama” задорно пропела нам Лианна Ароян. «That’s all right, Lianna», сказала бы я. Пластичная, веселая Лианна сумела передать настроение битловской композиции. Да, вокал хромает, но когда есть настроение и соответствующая энергетика, то многих огрехов и не замечаешь. Мне кажется, что Лианна очень органично смотрелась бы с песней «Bang bang you shot me down” Ненси Синатры.
Маленький полевой цветочек Римма Фарсян потихоньку раскрывается, однако пока нет серьезных оснований считать ее претендентом на победу в этом сезоне. Песня Аббы «Mamma mia» конечно пришлась ей «в пору». С настроением все было в порядке, но вокал изрядно хромал, а отсутствие какой-либо харизмы мешает воспринимать ее как полноценную артистку. Вообще, главный недостаток этой конкурсантки – ее молодость. Но это быстро проходит, как известно. Римме можно только посоветовать повзрослеть и вернуться в конкурс через пару-тройку лет.
Гвоздем программы и лучшим, на мой взгляд, номером стало коллективное исполнение в самом начале концерта нетленной «I will always love you», посвященное конечно же совсем недавно покинувшей нас Уитни Хьюстон. Трогательно получилось. Со вкусом. Красиво, когда есть голый нерв, даже если при этом «дают петуха».