Голосование по законопроекту «О правовом режиме чрезвычайного положения» состоится в Национальном Собрании Армении 1 марта в годовщину трагических событий в Ереване.
Армянская оппозиция во главе с первым президентом Левоном Тер-Петросяном, который баллотировался на президентских выборах 19 февраля 2008 года и проиграл их Сержу Саргсяну, проводила с 20 февраля в центре Еревана митинги, выражая недовольство итогами голосования. Акции протеста вылились 1-2 марта 2008 года в беспорядки и столкновения митингующих с силами правопорядка, в результате которых погибли десять человек, свыше двухсот были ранены.
В годовщину мартовских событий также состоится первый в 2012 году митинг Армянского национального конгресса, возглавляемого Тер-Петросяном.
Попытки принятия закона «О правовом режиме чрезвычайного положения» делались дважды в 2007 году, однако, в ходе его обсуждения возникал ряд противоречий. В результате, на момент беспорядков закона, регулирующего вопрос использования вооруженных сил при подобных акциях, в Армении не было.
Новый законопроект был принят парламентом в первом чтении 9 февраля 2012 года, однако, по предложению премьер-министра был отозван для доработки после чего уже доработанный законопроект был представлен на рассмотрение парламента в ускоренном порядке.
Законопроект определяет, при каких условиях во время режима чрезвычайного положения можно применять вооруженные силы. Именно этот пункт стал предметом многочисленных споров и обсуждений в парламенте.
Многие депутаты, в частности, представители оппозиционных фракций, назвали законопроект антиконституционным, так как он возлагает исключительно на президента полномочия по установлению режима чрезвычайного положения (президент проводит совещание с премьер-министром и спикером парламента, однако, решение принимает самостоятельно), а также допускает использование вооруженных сил для устранения угрозы, приведшей к введению режима ЧП.
Представляя законопроект уже после его доработки, министр юстиции Армении Грайр Товмасян отметил, что основные изменения касаются именно ограничения использования Вооруженных сил. Во-первых, армия может быть использована при чрезвычайном положении только после прохождения специальной подготовки.
Кроме того, по словам министра, в законопроекте предусмотрено несколько «смирительных рубашек», ограничивающих применение ВС, в частности, установлено, что ВС могут быть использованы только тогда, когда Войска полиции и силы национальной безопасности не в состоянии решить поставленные задачи.
Товмасян также особо подчеркнул, что законопроектом четко установлено, что армия может быть задействована только при защите особо охраняемых объектов, объектов жизнеобеспечения населения и важных объектов инфраструктуры, защите жизни и здоровья населения, объектов, представляющих опасность для окружающей среды, а также для пресечения деятельности незаконных вооруженных групп.
Законопроект «О правовом режиме чрезвычайного положения» устанавливает, что чрезвычайное положение в Армении может быть введено лишь при наличии обстоятельств, представляющих непосредственную опасность для конституционного строя, в частности, при попытки изменения или свержения конституционного строя силовым путем и присвоения власти.
Согласно документу, чрезвычайное положение можно ввести также при вооруженных мятежах, массовых беспорядках, террористических актах, оккупации или блокаде объектов, действиях незаконных вооруженных формирований, национальных, расовых, религиозных конфликтах, которые сопровождаются насильственными действиями и непосредственно угрожают жизни или здоровью людей.
Источник: АМИ «Новости-Армения»