Ответ армянского ученого азербайджанскому: Об Александрапольском и Московском договорах

NEWS.am приводит статью члена-корреспондента Национальной академии наук Армении Бабкена Арутюняна:   

«20 октября прошлого года ИА REGNUM опубликовало статью Яны  Вернер «Армения должна быть век благодарна России за Московский договор 1921 года», где автор утверждает, что этот договор должен считаться огромным приобретением и  поводом для ликования и  что армяне навеки-вечные должны быть благодарны Москве за то, что большевики ценою огромных усилий настояли на условиях этого договора. Потому как альтернативой Московскому договору мог быть только Александрапольский договор от 2 декабря 1920 года, по которому, якобы, Армения получила бы территорию в три раза меньшую, чем она получила по Московскому договору. В ответ мы написали статью «К вопросу о сопоставительном рассмотрении Александрапольского (02.12.1920) и Московского (16.03.1921) договоров, или за что Армения должна быть век благодарна России», которую  ИА REGNUM опубликовало под другим  заглавием «Московский и Карсский договоры 1921 года были позорнее Александрапольского». На основе историографического материала мы попытались наглядно продемонстрировать, что Александрапольский и Московский договоры в принципе  не отличались, не считая  уступку трех селений: Тихпис (Тихнис – Б.А.), Боль.Кымлу и Кызыл-даш — Кемалистской Турции по Московскому договору. В статье также доказывалось, что вопрос  армяно-турецкой границы был заранее оговорен и согласован Советской Россией с Кемалистской Турцией еще до заключения Александрапольского договора. По обоим договорам был уступлен Сурмалинский уезд Эриванской губернии, на который, однако, не могла бы претендовать Кемалистская Турция даже после признания Советской Россией  «Турецкого национального обета». Сурмалинский уезд  был  уступлен Турции взамен северной части Батумской области, отошедшей впоследствии ССР  Грузии, и Агбабинского района Карсской области, который, на первый взгляд, любезно был уступлен  Армении. Далее показывалось, что в результате Александрапольского договора Армения превратилась бы в полуколонию Кемалистской Турции, а по Московскому договору ей была уготована роль придатка Советской империи.

Небольшие хитрости, порой они  просто необходимы для того, чтобы обратить внимание на детали. Нам хотелось дать возможность Яне Вернер обратиться к нашей статье в ИА REGNUM. Интересно, что  от Яны Вернер так отклика и не последовало, а вот уважаемый Айдын Мелик-Мирзоев откликнулся, хотя, думается, поднятый вопрос вряд ли должен был интересовать его.

Автор прав, речь идет о юго-западных границах Республики Армении, а не о юго-восточных границах РА. Я специалист по исторической географии Армении и хорошо разбираюсь в сторонах света, а так написал  я специально. Как и ожидалось,  отклик последовал. А теперь рассмотрим другие замечания автора.

Айдын Мелик-Мирзоев пишет: «Кроме того, в этой статье, особенно в   в потере Карсской области и Сурмалинского уезда: никто ведь не заставлял дашнаков объявлять осенью 1920 года войну Турции, фиаско в которой и стало причиной ее территориальных потерь. Да, к войне Армению подталкивала Антанта, но дашнаки не смогли сделать правильный расчет и потерпели поражение».

Во-первых, хотелось бы отметить, что в статье речь идет о сопоставительном исследовании Александрапольского и Московского договоров. И сопоставительный анализ показывает, что армяно-турецкая граница уже была предопределена в итоге кемалистско-большевистского сговора еще до подписания Александрапольского договора. Вина дашнаков в том, что они не смогли разгромить противника, и Республика Армения потерпела поражение. Разве автор уверен в том, что дашнакское правительство РА объявило осенью 1920 года войну Турции. Этому может поверить лишь несведущий человек.

Дашнаки отлично понимали, что без союзников им не нужно воевать с кемалистами, а Антанта не смогла бы подтолкнуть РА на войну с Турцией. Последняя не могла претендовать на Сурмалинский уезд, который практически не был в составе Османской империи, а перешел к Турции из-за передачи северной части Батумской области ССР Грузии, потому что правительство РСФСР, признав «Национальный обет» Кемалистской Турции и тем самым принадлежность Батумской и Карсской областей Турецкой республике, должно было взамен уступить Сурмалинский уезд. Не забудем, также что XI Красная армия по договору от 10 августа 1920 года оккупировала Нагорный Карабах, Зангезур и Нахичевань с 350-тысячным компактным армянским населением и тем самым ослабила РА еще до турецко-армянской войны 1920 г. Неудивительно, что, когда кемалисты в начале войны более месяца застряли в районе Сарыкамыша, Ангорское правительство упрекало РСФСР в том, что она не наступала с востока, согласно приобретенной согласованности.

В статье, как уже выше было отмечено, мы рассматриваем Александрапольский и Московский договоры, и в наши планы не входило освещение Севрского договора, несмотря на то, что он оказался мертвым или мог вообще не появиться на свет, если РА была бы советизирована не 28 апреля 1920 года, одновременно с Азербайджаном, как пишет автор, а до советизации последнего. Суть вопроса не меняется: даже после майских событий в РА, РСФСР была готова добиться передачи значительной части Западной Армении РА.

Более чем не к месту нижеследующие слова автора о том, что он якобы не уверен, «удалось бы РСФСР в случае большевизации Армении в апреле 1920 года вернуть обратно Карс и Сурмали, к тому времени турки контролировали эти земли,  но у них не было причин для отказа от условий заключенного с Арменией Батумского договора 1918 года».

Честно говоря, я просто поражен подобными умозаключениями автора в ответ на мою статью. Во-первых, в апреле 1920 года Карсская область, за исключением небольшой северной части, присоединенной к Республике Грузия, и Сурмалинский уезд были в составе РА, и РСФСР далеко не нужно было возвращать их  обратно. Наверное, автор апрель 1920 года путает либо с апрелем 1918 или 1921 года. О Батумском договоре не стоит даже упоминать, потому что он потратил свою силу еще  30 октября 1918 года.

А теперь относительно другой хитрости, касающейся, по словам автора, ошибки, имевшей место на второй карте.

Автор пишет: «Территория Нагорного Карабаха обозначена как таковая, якобы переданная Азербайджаном Армении по Декларации Азревкома от 1 декабря 1920 года. Между тем, Азревком не передавал Нагорный Карабах Армении, а предоставил возможность самоопределения. Это тоже разные вещи. Похвально, однако, что в первой карте территория Нагорного Карабаха не обозначена как часть Армении, а указана как область, на которую заявила свои права армянская делегация в Париже. Это тоже разные вещи. В 1918-1920 гг. Нагорный Карабах был под контролем правительства АДР и входил в ее состав, что и было признано как британцами, так и самим Армянским национальным советом Карабаха (август 1919 года). Это отметает в сторону армянский пропагандистский тезис о том, что Карабах не был частью АДР». Мы ждали такого рода возражения от Яны Вернер, но совсем не беда, если этот вопрос поднимает другой человек под именем Айдын Мелик-Мирзоев. Совершенно верно. В  Декларации Азревкома от 2 декабря 1920 года сказано: «Советский Азербайджан, идя на встречу борьбе братского армянского трудового народа против власти дашнаков, проливающих и проливавших невинную кровь наших лучших товарищей-коммунистов в пределах Армении и Зангезура, объявляет, что отныне никакие территориальные вопросы не могут стать причиной взаимного кровопускания двух вековых соседних народов: армян и мусульман; территории Зангезурского и Нахичеванского уездов являются нераздельной частью Советской Армении, а трудовому крестьянству Нагорного Карабаха предоставляется полное право самоопределения, все военные действия в пределах Зангезура приостанавливаются, и войска Советского Азербайджана выводятся».[1]

Однако, поднятый автором вопрос не так однозначен, как преподносится им. Как совершенно справедливо написал Р.В. Казанчян, уже не первый год, как и в Армении, и в Азербайджане публикуются полностью или фрагментами Декларации Азревкома о Зангезуре, Карабахе и Нахичевани, а единства в понимании этого документа все нет и нет. И дело тут не только в позиции «сторон», но и в том, что существуют две версии Декларации, датируемые разными числами и с разницей в тексте, которые еще в те годы были опубликованы в периодической печати, порождая всеобщее недоумение. Далее исследователи  на основе архивных материалов показывают, что согласно  одним данным, Декларация была принята 30 ноября 1920 г., по  другим — 1 декабря. И самое важное, что в прямой зависимости от этого находится также вопрос о содержании Декларации: в первом случае она провозглашает, что «Нагорный Карабах, Зангезур и Нахичеван признаются составной частью Армянской Социалистической Республики», во втором, что «… территории Зангезурского и Нахичеванского уездов являются нераздельной частью Советской Армении, а трудовому крестьянству Нагорного Карабаха предоставляется полное право самоопределиться».[2] Известно, что первая версия Декларации была опубликована в тогдашней прессе в виде телеграммы за подписью председателя Азревкома Н.Н. Нариманова и наркома индел Аз ССР М.Д. Гусейнова, а вторая версия, изложенная в корреспонденциях Бакинских газет о заседании Бакинского Совета.[3] Не секрет, что в настоящее время во всех бакинских изданиях приводится только вторая версия Декларации, а в ереванских публикациях – оба варианта. Что касается российских изданий, то они также варьируют.[4] Опытный автор, который просмотрел в архивах Москвы, Баку, Тбилиси и Еревана около 40 единиц документов, касающихся затрагиваемой проблемы, пишет, что лишь только в одном (!) случае в телеграмме Г.К. Орджоникидзе В.И. Ленину и И.В. Сталину от 2 декабря 1920 г. говорится, что «Азербайджан вчера (т.е. 1 декабря — Р.К.), уже декларировал в пользу Советской Армении передачу Нахичевани, Зангезура и Нагорного Карабаха». Далее Р. Казанчян показывает, притом очень убедительно, что под словом «вчера» с0ледует понимать не первое декабря, а 30 ноября. В противном случае под «вчера» следует подразумевать дату оглашения декларации на заседании Бакинского Совета от 1 декабря.[5] После детального изучения материалов, опубликованных в 1989 г. тогдашним Институтом истории партии при ЦК КП Азербайджана, автор справедливо приходит к заключению, что решение политбюро и оргбюро ЦК АзКП (б) «От имени (Бакинского) Совета и Ревкома обратиться с декларацией к армянскому правительству» по вопросу о Зангезуре, Карабахе и Нахичевани было принято 30 ноября 1920 г., из чего логично следует, что данная Декларация была принята 30 ноября 1920 г., так как уже утром 1 декабря она была оглашена Н.Н. Наримановым на заседании Бакинского совета.[6] Правоту данного вывода доказывает речь Г.К. Орджоникидзе на торжественном заседании Бакинского Совета по случаю советизации Армении. Из его слов ясно видно, что эти вышеназванные провинции уступаются АзССР Армении: «Товарищи! Советский Азербайджан, выступающий сегодня в лице т. Нариманова, доказал всему миру и прежде всего рабочим и крестьянам Армении, что только советская власть способна разрешить все проклятые вопросы, связанные с межнациональной враждой, которые были здесь и которых очень много во всем мире.

Очень характерно выступление т. Нариманова. Он прочел нам свою декларацию. Зангезур, Нахичевань и Карабах не значат для русского уха, не посвященного в содержание этих слов, ровно ничего. Какой-то Зангезур — горы бесплодные, ни хлеба, ни воды. Там нет ничего, какая-то Нахичевань — болото, малярия и больше ничего. Какой-то Нагорный Карабах. Что в этом Карабахе. Ничего нет. И вот т. Нариманов говорит: «Берите их себе. Берите эти бесплодные земли для Армении». Как будто Советский Азербайджан освобождается от лишнего бремени».

И вот сегодня глава Азербайджанской Республики выходит и говорит: «Этого ужасного вопроса больше не существует». (Шумные аплодисменты). Нет больше вражды между мусульманами и армянами. Мусульмане и армяне, эти труженики, становятся отныне родными братьями под красными знаменами Советской власти» (аплодисменты). Этот акт, прочитанный здесь, — акт величайшей важности, это исторический акт, который не имеет в истории человечества примера».[7]

Декларация Азревкома появилась в очень драматических условиях. РА потерпела поражение в турецко-армянской войне 1920 г. и армянское правительство проводило переговоры в Александраполе с турецкими властями для заключения мирного договора. 29 ноября небольшими силами армянские большевики с помощью воинских частей XI Красной армии вторглись в пределы РА и в Карвансаре провозгласили Советизацию Армении. Одновременно правительство РА проводило переговоры с делегацией РСФСР во главе с Леграном, который требовал от дашнакского правительства передать власть армянским большевикам. Необходимо было подсластить это требование чем-то и подтолкнуть армянское правительство на такой трудный шаг. И 30 ноября 1920 г. Азревком принимает декларацию об отказе Азербайджана от Зангезура, Нагорного Карабаха и Нахичевани и о передаче их Советской Армении. Разумеется, Легран об этом сообщает армянской стороне. Встретив сопротивление армянской стороны, в Баку сразу организовали торжественное заседание Бакинского Совета и провозгласили там Декларацию, что становится для Леграна большим и важным рычагом для Советизации Армении. Неудача в войне с Кемалистской Турцией и сильный нажим делегации Леграна, наконец, сломили армянскую сторону, правительство РА согласилось отказаться от власти и передать ее армянским большевикам, что было закреплено в соглашении от 2 декабря 1920 г. с российской делегацией.

Более чем вероятно, что, однако, существовала тайная договоренность между Москвой и азербайджанскими властями, что последние после советизации Армении смогут внести свои изменения в Декларацию Азревкома. В итоге получилось так, что АзССР без каких-либо оснований фактически отказалась от всех своих заявлений, а Москва сделала вид, что не может ничего сделать из-за сопротивления Советского Азербайджана. И если, в конце концов, Зангезур остался в составе ССР Армении, то только и только благодаря героической борьбе армянского крестьянства во главе с Гарегином Нжде  и его соратников. Как ни крути, исторические факты говорят в пользу нашего заключения.

Но предположим, что изначально Нагорный Карабах получил только право на самоопределение, как написано во второй версии Декларации Азревкома, что же меняется от этого. Неужели гоподин Мелик-Мирзоев думает, что при волеизъявлении путем референдума карабахские армяне согласились бы остаться в составе Азербайджана? Конечно, нет! Как в наши дни, так и в 20-ых годах прошлого столетия карабахские армяне ни в коем случае не захотели бы остаться под чужим ярмом. Так что, даже при принятии второй версии Декларации Азревкома можно смело говорить, что Нагорный Карабах фактически перешел бы  к ССР Армении, став ее восточной провинцией.

В 1918-1920 гг. Нагорный Карабах, как  ни  прискорбно для господина Мирзоева, не является частью АДР, не входил в его состав, а  управлялся Армянским Национальным Советом края. Да, англичане признали его частью Азербайджана. Ну и что из этого. Тогда возникает вопрос: а почему не объявляете также  о том, что британцы признали Нахичевань частью РА? Эти вопросы решали не британцы или французы в одиночку, а мирная конференция в Париже. Автор упоминает VII съезд Армянского Национального Совета Нагорного Карабаха, который, да, под дулами пушек, временно, повторяем временно, признал власть АДР до окончательного решения проблемы Парижской мирной конференцией (август 1919 г.). Однако, просто удивительно, почему он не упоминает о решении того же Совета, когда после нарушения принятых условий азербайджанскими властями,   последний  аннулировал свое прежнее решение и объявил о своем отказе. Автор не хуже меня знает, что не только VIII съезд, но и все остальные съезды Национального Совета НК категорически не признавали власти  АДР, а азербайджанские войска и банды в марте 1920 г. организовали резню армянского населения города Шуши. Если армяне действительно  были подданными АДР, то азербайджанские власти, по крайней мере, не должны были так по-зверски поступать со «своими  подданными». Если уважаемый автор хочет углубиться в этой проблеме, мы советуем познакомиться со сборником документов и материалов «Нагорный Карабах в 1918-1923 гг.» (Ереван, 1992).

Нагорно-Карабахская Республика есть и будет. Она успешно развивается, а молодое поколение, которому, к счастью,  не доводилось жить  под азербайджанским  игом, готово  до последней капли крови защищать свою молодую республику -  волею случая — второе армянское государство».


[1] ЦГА Арм. ССР, ф.114, д. 80, л. 1. Копия.

Впервые опубликовано в газете «Коммунист», N 178, 2 декабря 1920 года. См.также «Великая Октябрьская Социалистическая Революция и победа Советской власти в Армении», Сборник документов под редакцией А.Н. Мнацаканяна, А.М. Акопяна и Г.М. Даллакяна, Ереван, 1957, док. N292, с. 437-438.

[2] “Республика Армении”, N 115 (415), 17 июля 1992 г.

[3] Там же.

[4] Там же.

[5] Там же.

[6] Там же.

[7] Г.К. Орджоникидзе, Избранные статьи и речи, из. 1956 г., с. 139-141. См.также «Великая октябрьская Социалистическая Революция и победа Советской власти в Армении», Сборник документов под редакцией А.Н. Мнацаканяна, А.М. Акопяна и Г.М. Даллакяна,  док. N292, с. 434-436.

Источник: Информационно-аналитическое агентство News.am

Отправить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.