В сфере импорта зерна, по мнению министра сельского хозяйства Армении Герасима Алавердяна, царит «честная конкуренция», а подорожание хлеба и муки обусловлено исключительно объективными факторами. В ходе встречи с журналистами министр сельского хозяйства отметил, что перед пресс-конференцией он встретился с представителями 8 организаций, импортирующих продовольственную пшеницу. В ходе встречи импортеры зерна заверили, что в ближайшее время не ожидается «существенного» повышения цен на хлеб. Неизвестно почему, эти заверения воодушевили министра сельского хозяйства, который не обратил внимания на то, что на международном рынке пшеница дешевеет и что в Армении не только не должно быть подорожаний, но и должен начаться этап снижения цен. По данным министра сельского хозяйства, в цене на хлеб стоимость пшеницы составляет 70-80%, следовательно, подорожание пшеницы напрямую должно привести к подорожанию хлеба. Однако эту информацию нельзя считать однозначно достоверной. По другим сведениям, в цене на хлеб доля пшеницы составляет всего 30%, и чем выше качество хлеба, тем ниже доля пшеницы в себестоимости. Это и дает возможность избежать подорожания хлеба, как смогли сделать во многих европейских странах, а в Армении от повышения цен на хлеб воздержалось только производство «Стар». Помимо стоимости пшеницы, на цену на хлеб, по словам министра сельского хозяйства, влияет также цена на газ и транспорт. «Если цены на пшеницу, на газ, на транспорт возросли, то как может цена на хлеб не возрасти? Хлеб – это пшеница, газ, себестоимость производства», – отметил Г. Алавердян, пытаясь таким образом защитить производителей хлеба и импортеров пшеницы. Оказалось также, что за чрезмерно высокие цены на хлеб и муку в Армении ответственна компания «Южно-кавказская железная дорога», которая повысила себестоимость грузоперевозок из Айрума в Ереван с 8 до 30 долларов. По словам министра сельского хозяйства, половина стоимости пшеницы, привозимой из Ставрополя в Ереван, – это транспортные расходы, чем он мотивировал то, что в Армению пшеница ввозится по цене 380 долларов за тонну, тогда как на Чикагской бирже ее можно приобрести за 250-260 долларов. Более того, оказывается, импортеры пшеницы стали нести убытки. «В честь этим организациям, несмотря на то, что по экономическим расчетам они работают убыточно, так как у них серьезные убытки в связи с железной дорогой, погрузкой на корабль, они осознают, с чем имеют дело», – сказал министр. Думаю, что игроки рынка пшеницы смогли ввести в заблуждение и дезинформировать министра, так как вряд ли производители самого дорогого хлеба в мире и продающие самую дорогую муку будут работать убыточно, насколько бы высокими ни были расходы на транспорт.
Самвел Авакян