Следует полагать, в Армении функционирует такая модель либеральной экономики, аналога которой нет ни в одной из развитых стран мира.
В Армении формально созданы все те институты, которые призваны регулировать отношения в сфере потребительского рынка, предполагающие, наряду с прочим, функционирование механизма формирования свободных и объективных цен на товары и услуги. «Формально» потому, что результаты деятельности этих «институтов» практически нулевые, и анархия с розничными ценами — наглядное свидетельство этому. Это в лучшем варианте, ибо недавнее решение Государственной комиссии по регулированию общественных услуг об утверждении нового тарифа на природный газ уже можно квалифицировать как «минусовой» результат. Скачкообразный рост тарифа на природный газ, в свою очередь, стал одним из факторов, способствующих росту цен на ряд потребительских товаров местной промышленности.
Нынешний всплеск розничных цен, спровоцированный сообщением о запрете экспорта зерна из России, нельзя считать простой случайностью. Спекулятивные цены не возникают сами по себе, а являются прямым и логическим следствием вседозволенности, которая царит на потребительском рынке. Да и в тех сферах, которые так или иначе взаимодействуют с этим рынком.
Произвольное, экономически не обоснованное повышение цен в розничной торговой сети показало всю слабость или бездействие государственных органов, прямой функцией которых является обеспечение конкурентных цен. И скидывать на то, что в розничном звене торговли у нас стопроцентная конкурентная среда, и цены там формируются свободно, значило бы, наподобие маниловщины, уход от реальности. Скажем, на рынке сельскохозяйственных продуктов у нас идеальная конкуренция, сотни и тысячи продавцов реализуют практически одни и те же товары.
Однако утверждать, что цены на данном рынке определяются соотношением спрос-предложение, было бы не совсем верным. Они просто диктуются покупателям перекупщиками. В условиях, когда объем предложения местной продукции ограничен, а конкуренции со стороны импорта практически не имеется, становится возможным получать неплохой навар за счет ощутимой разницы между покупной и розничной ценой. Ведь не секрет, что перекупщики овощи-фрукты покупают у фермеров по довольно низкой цене, а продают в кратных размерах дороже. Спекулятивные цены у перекупщиков, конечно, не от хорошей жизни. Общий объем продажи у них относительно невелик, и они, для реализации даже небольшой партии товара, вынуждены целый день торчать на рынке.
На первый взгляд, государство бессильно упорядочить этот вопрос. Свободный рынок же! Но кто виноват в том, что в стране не сформирована инфраструктура этого рынка, отсутствуют крупные закупщики сельскохозяйственной продукции, не развита сеть складов-холодильников для хранения и оптовой продажи овощей и фруктов? Кто виноват, что сельское хозяйство не может обеспечить потребности страны в продукции растениеводства и животноводства? Все эти вопросы пущены на самотек. Вот очередной пример: за прошедшие, с перехода на рыночные отношения, годы было несколько попыток создать крупный оптовый рынок сельхозпродукции, однако они завершились полным провалом.
В настоящее время доля супермаркетов в общем объеме розничного товарооборота республики довольно-таки значительна. Так что в крупных городах, особенно в столице страны, где они в основном и сосредоточены, коммерческие действия супермаркетов вполне могли бы обуздать рост цен, наблюдаемый в средних и малых торговых объектах. Но этого не произошло. Видимо потому, что и владельцы крупных торговых объектов не прочь попользоваться ажиотажем на рынке. Регулирующий орган же, Государственная комиссия по защите экономической конкуренции, ограничивается абстрактным мониторингом цен. А судя по последнему, заметного роста цен у нас не зафиксировано…
Многие считают, что борьба с монополиями подразумевает таковую лишь в отношении крупных компаний. Но это ошибочное мнение. Классический пример: даже крохотная хлебопекарня является монополистом на данной территории, если покупателю экономически невыгодно пользоваться услугами ее конкурентов. Этот пункт прописан в законе «О защите экономической конкуренции», так что надо лишь его реализовать. А если те же пекарни расположены буквально в каждом дворе столицы, то одновременный скачок в ценах на хлеб подпадает уже под другое положение закона – о сговоре предпринимателей. Но, права есть, а обязанностей, по всей видимости, маловато…
Напрашивается вывод о том, что в создавшейся ситуации необходимо напрочь отказаться от ненужного либерализма и проводить более жесткую политику регулирования потребительского рынка. В частности, для ряда важнейших товаров, особенно хлеба, целесообразно установить максимальную норму рентабельности. Конечно, наши бизнесмены, как крупные, так и помельче, найдут обходные пути, чтобы взвинчивать цены. Один из вариантов, к примеру, искусственный рост себестоимости продукции. Но для этого у нас и созданы «институты», чтобы пресекать такие попытки.
Альберт Хачатрян