Разговор с позиции силы в карабахском вопросе опасен и неэффективен – посол Германии
4 августа 2010, 12:24
Подливать масла в огонь или говорить с позиции силы в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта политически неэффективно и опасно, считает Чрезвычайный и Полномочный посол Германии в Армении Ханс-Йохен Шмидт (Hans-Jochen Schmidt).
«Важно искать пути решения карабахского конфликта на основании мадридских принципов, которые включают принцип территориальной целостности, право нации на самоопределение и исключение применения силы или угрозы силой», — сказал посол на пресс-конференции в среду.
Сопредседатели Минской группы ОБСЕ в Мадриде в ноябре 2007 года представили на рассмотрение президентов Армении и Азербайджана базовые принципы мирного урегулирования карабахского конфликта. Мадридские принципы, в частности, предусматривают вопрос определения статуса Карабаха путем свободного волеизъявления, обеспечение сухопутной связи между Нагорным Карабахом и Арменией, предоставление гарантий безопасности. Дипломат отметил также, что пока трудно говорить как повлияет последнее решение Международного суда ООН по Косово на приднестровский и карабахский конфликты.
Международный суд ООН 22 июля в Гааге вынес консультативное заключение, согласно которому самопровозглашение независимости Косово не противоречит нормам международного права. Суд счел, что международное право не содержит какого-либо видимого запрета на провозглашение независимости.
При этом Шмидт заметил, что важная роль в поиске путей решения карабахского конфликта принадлежит СМИ, которые должны организовывать более широкие обсуждения по данному вопросу. По мнению посла, крайне важно также участие общественных организаций, которые путем семинаров, обсуждений и других мероприятий в Армении и Азербайджане должны попытаться выявить настроения и предрассудки, препятствующие урегулированию карабахского конфликта.
Начало карабахскому конфликту было положено в 1988 году, после заявления преимущественно населенного армянами Нагорного Карабаха о выходе из состава Азербайджана. 10 декабря 1991 года в Нагорном Карабахе состоялся референдум, где 99,89% высказались за полную независимость от Азербайджана.
Инициированные Азербайджаном вслед за этим широкомасштабные боевые действия привели к потере контроля не только над Нагорным Карабахом, но и прилегающими к нему семью районами.
С 12 мая 1994 года после вступления в силу трехстороннего соглашения о перемирии в зоне конфликта прекращены военные действия, в результате которых с обеих сторон погибло примерно 25-30 тысяч человек, и около 1 миллиона были вынуждены покинуть свои дома. Соглашение об установлении режима прекращения огня соблюдается до сих пор. С 1992 года по сей день ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция.
Разговор с позиции силы в карабахском вопросе опасен и неэффективен – посол Германии
Подливать масла в огонь или говорить с позиции силы в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта политически неэффективно и опасно, считает Чрезвычайный и Полномочный посол Германии в Армении Ханс-Йохен Шмидт (Hans-Jochen Schmidt).
«Важно искать пути решения карабахского конфликта на основании мадридских принципов, которые включают принцип территориальной целостности, право нации на самоопределение и исключение применения силы или угрозы силой», — сказал посол на пресс-конференции в среду.
Сопредседатели Минской группы ОБСЕ в Мадриде в ноябре 2007 года представили на рассмотрение президентов Армении и Азербайджана базовые принципы мирного урегулирования карабахского конфликта. Мадридские принципы, в частности, предусматривают вопрос определения статуса Карабаха путем свободного волеизъявления, обеспечение сухопутной связи между Нагорным Карабахом и Арменией, предоставление гарантий безопасности. Дипломат отметил также, что пока трудно говорить как повлияет последнее решение Международного суда ООН по Косово на приднестровский и карабахский конфликты.
Международный суд ООН 22 июля в Гааге вынес консультативное заключение, согласно которому самопровозглашение независимости Косово не противоречит нормам международного права. Суд счел, что международное право не содержит какого-либо видимого запрета на провозглашение независимости.
При этом Шмидт заметил, что важная роль в поиске путей решения карабахского конфликта принадлежит СМИ, которые должны организовывать более широкие обсуждения по данному вопросу. По мнению посла, крайне важно также участие общественных организаций, которые путем семинаров, обсуждений и других мероприятий в Армении и Азербайджане должны попытаться выявить настроения и предрассудки, препятствующие урегулированию карабахского конфликта.
Начало карабахскому конфликту было положено в 1988 году, после заявления преимущественно населенного армянами Нагорного Карабаха о выходе из состава Азербайджана. 10 декабря 1991 года в Нагорном Карабахе состоялся референдум, где 99,89% высказались за полную независимость от Азербайджана.
Инициированные Азербайджаном вслед за этим широкомасштабные боевые действия привели к потере контроля не только над Нагорным Карабахом, но и прилегающими к нему семью районами.
С 12 мая 1994 года после вступления в силу трехстороннего соглашения о перемирии в зоне конфликта прекращены военные действия, в результате которых с обеих сторон погибло примерно 25-30 тысяч человек, и около 1 миллиона были вынуждены покинуть свои дома. Соглашение об установлении режима прекращения огня соблюдается до сих пор. С 1992 года по сей день ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция.
Источник: АМИ «Новости-Армения»