Уже опубликованы окончательные данные о грандиозном ущербе, нанесенном урожаю плодов и овощей за прошедшие месяцы текущего года. Комментируя эти данные, министр сельского хозяйства Герасим Алавердян, понятным делом, скинул этот ущерб на «природно-климатические условия».
Вначале отметим, что объем валовой продукции растениеводства в январе-мае текущего года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сократился ровно на одну треть (точнее — на 33,2%). Конечно, катастрофическое положение со сбором урожая плодов да овощей можно благополучно списать на неблагоприятные «природно-климатические условия», ведь таковых в этом году было навалом. Но что удивительно, так это двойной стандарт в комментариях должностных лиц.
Должность министра сельского хозяйства в некотором аспекте довольно благодарная и даже, в определённом смысле, безопасная. В свое время один из предшественников Алавердяна на этом боевом посту, после довольно-таки богатого урожая плодов-овощей, со свойственной ему скромностью заявил, что в этом его личная заслуга. А вот когда на том же урожае сказываются пробелы и промахи в деятельности возглавляемого ими ведомства, то виноваты лишь стихии…
Пытаясь смягчить негативный эффект от упомянутых новостей, Герасим Алавердян с подозрительным оптимизмом озвучил другую новость. Оказывается, нас ожидает грандиозный урожай винограда, который, по прогнозам министерства, составит 210-215 тыс. тонн, против прошлогодних 85 тыс. тонн. Помимо этого, возрастет объем производства мяса и птицы.
Министр также сообщил, что правительством предпринимаются меры по сокращению зависимости рынка от импорта пшеницы, которая, как известно, служит сырьем для производства основного продукта питания населения Армении – хлеба. В частности, предполагается за пятилетку повысить долю местного зерна с 37% до 55%.
Дай бог, чтобы эти планы в будущем сбылись, ибо над мировым рынком зерна сгущаются тучи. По прогнозам, в Европе ожидается 10%-ая потеря урожая зерновых, что составляет порядка 25 млн. тонн. Особенно неблагоприятные оценки даются по Германии – спад урожая зерновых, вследствие небывалой жары, аж на 30%. Рикошетом рост цен на зерно ударит по стоимости других продуктов питания, в первую очередь, естественно, хлеба и хлебопродуктов.
Учитывая тот факт, что «там» в стоимости хлеба (довольно дорогого, по нашим меркам!) расходы на зерно составляют лишь менее 5%, у «них» объективно цена хлеба должна возрасти незначительно. У «нас» же в себестоимости хлеба затраты на зерно должны составлять около 7-8%. Говорим «должны», так как точные цифры широкой общественности неизвестны, являясь «страшной коммерческой тайной»…
Но, во всяком случае, даже при повышении цен на импортируемые зерно и муку, рост себестоимости хлеба не должен быть ощутимым. Попытки же местных производителей спекулировать на этом должно пресечь уже другое ведомство — Комиссия по защите экономической конкуренции, которая, к слову, довольно вяло нынче ведет свои дела.
Но, возвращаясь к теме, не будем забывать, что мировой рынок – вещь довольно нестабильная. Сегодня цены там высокие, а завтра – низкие. В свое время паника на рынке риса и спекулятивный взлет цен на этот продукт год спустя сменился заметным их снижением. Поэтому не исключается, что к достижению запланированного в Армении уровня самообеспечения зерном мировые цены этого сырья вернутся на прежний уровень…
Что касается заявлений министра, то нетрудно заметить, что он пытается заменить шило на мыло, то есть овощи-фрукты на виноград. В принципе, с точки воздействия на динамику ВВП, особого значения не играет, что произвели, абрикос или виноград. Лишь бы добавленная стоимость была бы выше!
Однако, думается, главнейшей функцией Министерства сельского хозяйства является не наращивание темпов ВВП, как показателя, а обеспечение нормального функционирования отрасли, что, в свою очередь, как раз и поспособствует росту ВВП. И сомнительно, что грядущий богатый сбор винограда прольется бальзамом на душу потерявшего урожай плодов и овощей фермера…
Кстати, как объяснить спад производства в животноводстве и рыбоводстве? Ведь навряд ли домашний скот с рыбами в придачу подвергся убийственной бомбардировке тем же градом! Между тем объем производства в животноводстве сократился на 1,9%, а в рыбоводстве – на 3,6%…
Альберт Хачатрян