Сегодня, в пятницу, в Алма-Ате начинает работу неформальный саммит глав МИД ОБСЕ, который должен ответить на два основных вопроса. Во-первых, состоится ли в казахстанской столице встреча на самом высоком уровне с максимальным составом участников — членов этой организации? Возможно, что определенную поддержку этой идеи ждут от канцлера Германии Ангелы Меркель, чей официальный визит в Астану должен пройти практически сразу же после завершения саммит. Стоит отметить, что другой крупный участник европейской политики – Франция – уже поддержала инициативу Казахстана.
Второй вопрос – какое место должна занять ОБСЕ в современной архитектуре безопасности? Последнее наиболее интересно, учитывая подвешенное состояние этой организации в рамках политики обеспечения глобальной и региональной безопасности. Перспективы любой региональной структуры зависят от нескольких факторов: от наличия конкретных целей и эффективного механизма их осуществления, от наличия стабильного бюджета, так как без постоянного финансирования ни один проект не может рассчитывать на долгую перспективу. И не в последнюю очередь – от умения достигать компромисса и открытости к сотрудничеству с другими региональными структурами. Именно это качество ОБСЕ дан шанс проверить в настоящий момент.
Дело в том, что одной из особенностей открывающегося неформального саммита является как раз то обстоятельство, что в его рамках должна состояться первая встреча представителей сразу семи организаций, таких как ОБСЕ, ЕС, НАТО, Совет Европы, СНГ, ОДКБ, СВМДА, занимающихся вопросами обеспечения безопасности в разных регионах мира. К этому списку можно было бы добавить еще и ШОС, учитывая, что эта региональная структура увеличивает свое политическое влияние в Центральной Азии. Так что ОБСЕ могла бы наладить контакты с рядом организаций на постсоветском пространстве, несмотря на наличие разных стандартов оценки политического развития наших стран.
Удивляет, что такие встречи не проводились раньше, имея в виду общие для всех вызовы и угрозы безопасности, будь то наличие старых и появление новых региональных конфликтов, активизация наркомафии или нестабильная ситуация в Афганистане, о которой говорят чуть ли не на всех международных встречах разного уровня. Но пока те или иные региональные объединения борются за сферы своего влияния, с трудом взаимодействуя друг с другом даже перед лицом общего врага, этот самый враг в виде организованной преступности или террористических организаций давно уже наладил партнерскую сеть на глобальном уровне. Поэтому все чаще говорят о транснациональной преступности или о так называемом террористическом интернационале. Но противостоять им отдельными силами – все равно, что пытаться растопыренными пальцами драться с кулаком.
С другой стороны, насколько вообще возможен эффективный механизм сотрудничества между такими разными региональными организациями? Тем более что геополитическую и геоэкономическую конкуренцию никто не отменял, и пока трудно представить в реальности, например, партнерский дуэт ОДКБ и НАТО. Ведь еще далеко не ясно, как поведут себя эти региональные организации в условиях кризисной ситуации. Во всяком случае, из семи вышеупомянутых организаций, только НАТО показало себя в качестве активного антикризисного игрока, начиная с Балкан и заканчивая Афганистаном.
По поводу наиболее болезненных тем, которые предполагают обсудить в рамках неформального саммита в Алма-Ате, речь идет о трех направлениях.
Прежде всего — сложная ситуация в Киргизии. Стоит отметить, что предложения Казахстана оказать экономическую помощь этой стране уже звучали во время саммита СВМДА в Стамбуле, на встрече глав государств — участников ШОС в Ташкенте, а также во время юбилейного заседания Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и саммита участников Таможенного союза в Астане. Кстати, именно тогда состоялся первый официальный визит в Казахстан Розы Отунбаевой, которая после проведенного референдума обрела статус президента переходного периода. При этом Отунбаева не скрывала, что рассчитывает на антикризисный фонд ЕврАзЭС, где главными донорами как раз являются Москва и Астана. Хотя, насколько можно понять, Казахстан предлагает раскошелиться и другим участникам ОБСЕ, а также международным финансовым структурам.
Традиционной темой остается Афганистан. Но в этой стране ни Казахстан, ни другие участники ОБСЕ не располагают реальными рычагами влияния на ситуацию. Поэтому предложения в основном замыкаются на вопросах экономического и гуманитарного развития Афганистана, которому необходимо оказывать всестороннюю поддержку.
Возможно, что еще одна конфликтная тема, которая будет рассмотрена в рамках саммита, — это проблема Нагорного Карабаха. Естественно, что, будучи председателем ОБСЕ, Казахстан должен говорить по поводу существующих болевых точек, в том числе и касательно территориальных конфликтов. Как говорится, статус обязывает.
Но не стоит забывать, что Азербайджан является казахским партнером по каспийским проектам, например, в рамках Баку-Тбилиси-Джейхан, а также участником объединения тюркского мира, к которому принадлежит и Казахстан.
В то же самое время Армения входит ОДКБ, имеет статус наблюдателя в ЕврАзЭС, где также активное участие принимает Казахстан. Поэтому для Астаны важно все-таки усидеть на всех стульях, не предпринимая никаких действий, которые могли бы нанести удар по ее многовекторной внешней политике. В этой связи вряд ли стоит ожидать каких-то прорывных действий от нового председателя ОБСЕ в переговорном процессе, который идет между Азербайджаном и Арменией. Тем более что роль посредников уже играют другие государства, в том числе Россия. Во время недавней трехсторонней встречи президентов Армении, Азербайджана и России в Санкт-Петербурге в числе других обсуждался вопрос возвращения оккупированных карабахских территорий. Известно, что основой для переговоров двух конфликтующих стран являются мадридские принципы, которые в 2009 были приняты армянской и азербайджанской сторонами. И как заявил министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян, многое зависит о того, признает ли Азербайджан наличие последнего варианта мадридских принципов, представленных сторонам в ходе встречи в Санкт-Петербурге.
Возможно, что работа по согласованию этих принципов продолжится и в Алма-Ате. Хотя вряд ли стоит рассчитывать на какие-то позитивные решения на фоне весьма симптоматичного заявления президента Азербайджана Алиева на заседании кабинета министров, посвященном итогам социально-экономического развития в первой половине 2010 года, сделавшего акцент на наращивании военной мощи страны, которая может сыграть решающую роль в деле урегулирования нагорно-карабахского конфликта.
К слову, кроме армяно-азербайджанского конфликта, существуют также сложные отношения между Ереваном и Анкарой. В этой связи некоторые турецкие СМИ не исключили того, что в ходе неформального саммита глав МИД ОБСЕ в Алма-Ате может состояться встреча руководителей внешнеполитических ведомств Армении и Турции. Как и в других случаях, Казахстан здесь сыграет роль радушного хозяина, который готов предоставить еще одну площадку для диалога. Как это повлияет на конечный результат – это зависит от всех участников переговоров.
Досым Сатпаев — директор Risks Assessment Group (Казахстан), член Экспертного совета РИА Новости
Источник: АМИ «Новости-Армения»