Интервью ИА REGNUM Новости предводителя Арцахской епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископа Паргева Мартиросяна.
ИА REGNUM: Владыко Паргев, очевидно, что утрата Карабаха будет означать крах армянской государственности. Возможно ли возвращение Нагорного Карабаха под юрисдикцию Азербайджана? Пойдет ли Степанакерт на передачу Баку семи районов, ранее также входивших в состав Азербайджана?
Гипотетическая утрата Карабаха не может означать утраты армянской государственности, хотя подобное явление способно нанести армянству большой урон в морально-психологическом плане. Возвращение Карабаха под юрисдикцию Азербайджана исключено. Пойдет ли Степанакерт на возвращение каких-либо районов — зависит от переговорного процесса и того, что предложит азербайджанская сторона.
ИА REGNUM: Говоря о карабахском конфликте, эксперты обычно акцентируют внимание на его политических, экономических, военных причинах. Имеет ли происходящее религиозный аспект?
Карабахский конфликт имеет в своей основе не религиозные причины. Это борьба за элементарные, базисные права человека, нежелание повторить судьбу Нахичевана, где сегодня нет армян, где Баку, начиная с 1921 года — момента передачи этих исконно армянских земель, как и Нагорно-Карабахской автономной области, новосозданной Азербайджанской Республике, — произвел этническую чистку. Карабахский конфликт — это попытка противостояния этническим притеснениям и чисткам. При этом НКАО была единственным регионом в СССР, где с 1930 года по приказу властей Азербайджана были закрыты все церкви и монастыри. В мае 1992 года, во время военной операции по освобождению Шуши и попытки нейтрализации этой смертоносной огневой точки, у части карабахских добровольцев на спинах были белые кресты. Они были по двум причинам. Во-первых, то была попытка оказаться под сенью Святого Креста, быть как-то защищенным, потому что на тот период шушинская операция носила самый сложный и опасный характер. Во-вторых, это было отличительным знаком, чтобы не перепутать во время боя своих и чужих.
ИА REGNUM: Панисламизм, пантуранизм — наполнены ли сейчас эти геополитические проекты реальным содержанием или давно сданы в архив, и опасаться всего этого больше нет смысла?
О панисламизме в Армении и Арцахе не говорят, а о пантуранизме — да. Нам, как и многим в мире, давно известны чаяния Турции стать гегемоном пантуранской империи, к чему в последние двадцать лет активно подключился Азербайджан. Реально это или нет, возможно или нет, покажет будущее, чем, кстати в немалой степени озабочена также и Китайская Народная Республика.
ИА REGNUM: Еще триста лет назад монахи Гандзасара и тогдашние правители Арцаха обратились к Петру I с просьбой о принятии в российское подданство и военной помощи в освобождении от персидско-турецкого ига. Рассматривает ли НКР Россию в качестве христианского союзника и существует ли оно, братство христианских народов?
Да, Арцах рассматривает Россию в качестве таковой. А если говорить о всеобщей христианской консолидации — сегодня это нереально. Христианские государства гораздо более толерантны, и на сегодняшний день нельзя говорить о христианско-мусульманском противостоянии, хотя в мире и есть определенные круги, которые пытаются разжечь подобное пламя. Не дай Бог — это будет всемирной катастрофой. По моему мнению, ислам и христианство сами по себе не конфликтуют, хотя некоторые личности и круги пытаются искусственно разжечь это и навязать всему человечеству.
ИА REGNUM: Какова роль России в карабахском урегулировании и на Кавказе вообще?
Роль России в этом вопросе велика и незаменима. Она — один из сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Армения и Россия — стратегические союзники и члены ОДКБ. И, в конце концов, Россия триста лет находится в Закавказье. Кому, как не ей, играть ключевую роль в этом регионе?
ИА REGNUM: Что изменится, если Карабах исчезнет с карты мира? Что, по-вашему, это будет значить для России?
Исчезновение НКР с карты земли будет тревожным сигналом для России. Она может потерять свое влияние в Закавказье со всеми вытекающими последствиями, с угрозой потери всего Северного Кавказа.
ИА REGNUM: Школьники Нагорного Карабаха в обязательном порядке изучают «Историю Армянской Апостольской Церкви». Нужно ли это современным детям, растущим во все более глобализирующемся мире?
Юное поколение имеет право знать свою историю, свои корни и основу веры, тем более это актуально в век глобализации. Только при наличии духовных основ можно противостоять вызовам современного мира.
ИА REGNUM: Во время войны Вы благословляли солдат на бой, сейчас играете важную роль в политической и общественной жизни НКР. Президентские приемы в Нагорном Карабахе начинаются с общей молитвы, а глава государства Бако Саакян прямо говорит, что в Республике «сформировалась достаточно прочная связь между церковью и государством». Но должна ли Церковь вмешиваться в политику, или ее задачи ограничены стенами монастырей и храмов?
Церковь напрямую не занимается политикой, и слава Богу — для этого есть госструктуры. Но независимо от статуса человека, мирянин он или нет, верующий или нет, все вовлечены в общественную жизнь, все являются гражданами своей страны, поневоле бывают вовлечены в политику, и это нормально и естественно. Все несут ответственность за судьбу народа и страны. Весь вопрос в том, что каждая ветвь власти в стране, будь то политическая или духовная, должна осознавать свою роль, долю своей ответственности во всех сферах жизни и формат своего участия. В конечном итоге я считаю, что гармония, симфония мирской и духовной власти всегда может быть полезна обществу: ведь в итоге все делается для народа, для Отчизны.
ИА REGNUM: Достаточно ли в Карабахе церквей и священнослужителей, утолен ли духовный голод народа?
Духовный голод, конечно же, не утолен. На сегодняшний день мы отреставрировали несколько монастырей, десятки церквей, и построили много новых. В итоге сегодня в НКР действует всего лишь 41 храм. Мы имеем 13 священнослужителей и 37 дьяконов и иподьяконов. Этого слишком мало, явно недостаточно, но мы будем стараться заполнить тот духовный вакуум, который создали азербайджанские власти, закрыв в 1930 году Арцахскую епархию. Честно говоря, для нормального духовного окормления наших чад нам необходимо иметь много, хотя бы двести действующих церквей, и столько же священнослужителей.
ИА REGNUM: Многие значимые события новейшей истории НКР произошли в дни церковных праздников. Проявление ли это Божьего Промысла? Как не ошибиться, распознать его в жизни государства и каждого конкретного человека?
Что касается знамений свыше, то в этом есть прямой Божий Промысел. Во время войны Божья помощь была очевидна — у нас достаточно свидетельств со стороны как мирян, так и военнослужащих. Как не ошибиться, вы спрашиваете? Нужно взглянуть в глубину своей истории и собственной души, сравнить с настоящим и попробовать чуть-чуть взглянуть в будущее, сравнить и сопоставить с откликом собственного сердца: глубинная, истинная совесть всегда подскажет. Сердце никогда не обманывает, ибо там пребывает Господь.
ИА REGNUM: Как противостоять оскудению веры, постепенному отходу от нее многих людей? Как христианину жить в современном мире, не забывая о небесном Отечестве?…
Противостоять можно и нужно с верой, высокой нравственностью, неся в душе всечеловеческую гармонию и миролюбие. Думая о комфорте и улучшении быта, никогда не забывать о спасении души. Всегда надо думать о самом важном, о главном. Все до единого должны предстать перед Судом Божьим, а с чем предстать, как предстать — этого нельзя забывать. Живя земной жизнью, надо помнить и о духовной жизни, жизни вечной. Каждый должен знать, что есть Бог, у каждого человека есть его личная миссия, и каждый в ответе за весь Мир. Вся вселенная, природа, дети — все это ежедневно должно напоминать нам о Небесном Отечестве.
Источник: http://www.regnum.ru/