Импорт автомобилей в Армению в первом квартале 2010 г. находился на рекордно низком уровне за последний 10-летний период. Было импортировано всего 3533 автомобилей, что даже меньше, чем в тот же период 2001 г. (5871 машин), и примерно в 12 раз меньше показателя 2008 г., когда в течение одного квартала было импортировано 42 тыс. автомобилей (это самый высокий рекордный уровень). Конечно, доходы граждан Армении по сравнению с 2008 г. не уменьшились в 12 раз, однако люди избегают крупных расходов, таких как строительство или приобретение автомобиля. Поговорка «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения» в Армении немного видоизменилась: «Автомобиль не роскошь, роскошь – расходы на то, чтобы он передвигался». И действительно, бензин и дизельное топливо по сравнению с прошлым годом подорожали на 20%, а также наблюдается существенное подорожание на рынке запчастей. Большинство известных автомобильных брендов так и не смогли довести до должного уровня обеспечение запчастями, в результате чего держать машину в Армении – довольно дорогое удовольствие. За исключением BMW и Opel, а также российских марок, запчасти и покрышки всех остальных стоят очень дорого и имеют тенденцию к подорожанию. С другой стороны, автомобильный рынок Армении благодаря крупным объемам импорта в 2005–2008 гг. насытился. Согласно статистике, по автодорогам республики ездит около 450 тыс. машин – за 3 года наблюдается рост на одну треть. О том, что покупательная способность наших граждан пока что невысокая, свидетельствует тот факт, что среди импортированных автомобилей однозначно преобладают машины, стоящие до 10 тыс. долларов, которые составляют около 70% от общего объема. Доля дешевых машин, импортированных в 2008 г., составила 63%. По мнению международных экспертов, высококачественным можно считать тот автомобиль, чья стоимость выше 10 тыс. долларов. Следовательно, импортируемые в Армению машины либо низкого и среднего класса, либо использованные. Таким образом, Армения превращается в автомобильную могилу. Скорее, это и способствует высокому уровню дорожно-транспортных происшествий. В Армении каждый год происходит около 3200 аварий, не считая те мелкие происшествия, которые просто не регистрируются. В первом полугодии 2010 г. в результате дорожно-транспортных происшествий погибло 117 человек, 1151 получил травмы различной степени. По сравнению с 2009 г., когда в тот же период количество жертв было 150, а получивших травмы – 1217, наблюдается снижение. Этому в некоторой степени поспособствовало усиление контроля за соблюдением правил дорожного движения как в отношении водителей, так и пешеходов. Тем не менее, изобилие машин невысокого класса в республике всегда будет создавать высокую аварийность. В каком-то смысле для пострадавших людей спасательным кругом может стать обязательное страхование автотранспортных средств, которое будет действовать с 1 января 2011 г. Это даст возможность невиновным людям, пострадавшим от происшествий, получать компенсации. Граждане, пострадавшие при автотранспортных происшествиях, должны получить 2 млн. драм (около 5400 долларов) при наличии имущественного ущерба и 4 млн. драм (около 10 800 долларов) при наличии личного ущерба (потеря здоровья или смерть). Водителям тоже нужно быть осторожными, поскольку после каждой зарегистрированной аварии страховая стоимость их автомобиля возрастет (страховая компания пользуется системой бонус-малус, с помощью которой определяется степень риска каждого автомобиля).
Самвел Авагян