NEWS.am приводит статью Майкла Ткачика, опубликованную в турецкой Hurriyet Daily News and Economic Review, с некоторыми сокращениями: Несмотря на довольно небольшую площадь геополитический статус Азербайджана в мире довольно высок.
Азербайджан имеет важное геополитическое значение с точки зрения доступа к источникам энергии, а также приемлемой, если не совершенной, модели управления. Тем не менее, Баку отходит от Соединенных Штатов. Недавно Баку отменил совместные учения с вооруженными силами США. В то же время Азербайджан расширяет свое сотрудничество с Ираном и Россией в сфере энергетики и по другим вопросам. Помимо этого, риторика высокопоставленных должностных лиц Баку становится все более антиамериканской. Хотя американские политики пытаются игнорировать значение этих сигналов, практически нет сомнений в том, что отношения США и Азербайджана переживают изменения в худшую сторону. Поиск более тесных отношений с США после обретения независимости Азербайджаном был обусловлен по крайней мере двумя целями. Во-первых, и самое главное, Азербайджан стремился вернуть территории, утраченные в пользу Армении в нагорно-карабахском регионе Азербайджана, и 7 прилегающих к нему районов. Во-вторых, Баку искал экономического роста через интеграцию с Западом. Хотя Азербайджан добился прогресса в достижении этой второй цели, он был горько разочарован в вопросе о Нагорном Карабахе. Надежды, возлагаемые Азербайджаном на свои отношения с США, были продемонстрированы в 1994 г., когда США подписали соглашение о сотрудничестве в энергетическом секторе. Хотя Баку искал экономической выгоды от этой сделки, он понимал, что соглашение будет иметь также геополитические последствия. Азербайджан поддержал американские интересы, оказать содействие первым трубопроводам в постсоветской Евразии, которые обходили территорию России. После атак 11 сентября против США Азербайджан вновь стал сотрудничать с Вашингтоном. Баку открыл свое воздушное пространство для перевозки коалиционных войск в Афганистан, содействовал миротворческим силам в Афганистане и Ираке и поддержал усилия США по борьбе с терроризмом и распространением оружия массового уничтожения. Тесное сотрудничество Азербайджана с США в сферах энергетики и безопасности удовлетворяло многие желания Вашингтона. Однако с точки зрения Баку тандема услуга за услугу не получилось: не было никакого прогресса в урегулировании конфликта с Арменией вокруг Нагорного Карабаха – это одна из ключевых задач, на которых основывалось сотрудничество. Для Азербайджана имело место несколько разочарований в политике США на протяжении последних двух десятилетий. Во-первых, в 1992 г. Конгресс США принял 907-й раздел Акта в поддержку свободы, что сделало Азербайджан единственной страной в регионе после распада советского блока, лишенной финансовой помощи США. «Во-вторых, Вашингтон никогда не признавал Армению государством-агрессором в оккупации неотъемлемой части территории Азербайджана и даже проголосовал против поддерживаемой Баку резолюции Генеральной Ассамблеи ООН в марте 2008 г., подтверждающей территориальную целостность Азербайджана и «требующей немедленного вывода всех армянских сил со всех оккупированных территорий». В-третьих, Конгресс США неоднократно предлагал Армении гораздо больше помощи, чем Азербайджану, хотя Азербайджан старательно поддерживал интересы США в регионе. Что вызывает еще большее беспокойство, США предлагал отдельную финансовую помощь Нагорному Карабаху. После избрания Обамы президентом американская политика в отношении региона стала отмечаться повышающимся отсутствием интереса, что отражено не менее чем в пяти политических изменениях. Во-первых, замена Мэтью Брайзы Робертом Брадтке в качестве американского сопредседателя в Минской группе ОБСЕ свидетельствует о более пассивном подходе как к Минской группе ОБСЕ, так и к переговорному процессу по Нагорному Карабаху. США, похоже, стали апатичными. Во-вторых, США увеличили свою критику в отношении демократии и прав человека в Азербайджане, однако они не применили аналогичного подхода к Армении, особенно учитывая протесты и смерть людей после президентских выборов 18 февраля 2008 г. в Армении. В-третьих, с тех пор как Энн Дерси уехала из Баку в Вильнюс, США хранили должность своего посла в Азербайджане вакантной в течение почти целого года, что многие в Баку расценили как признак безразличия США по отношению к Азербайджану. Вашингтону понадобилось более 10 месяцев, чтобы наконец назвать имя нового посла в Азербайджане. В-четвертых, США не пригласили Азербайджан на саммит по ядерной безопасности, который состоялся в Вашингтоне 12–13 апреля,– на крупнейшую международную встречу, проведенную в США с 1945 г. Это тоже рассматривается Баку как отражение растущего пренебрежения Вашингтона по отношению к Баку, особенно с учетом потенциальной роли Азербайджана в усилиях по нераспространению. Это чувство разочарования было еще глубже, учитывая тот факт, что два региональных соседа Азербайджана – Армения и Грузия – получили приглашения для участия в саммите. Наконец, самым крупным источником разочарования стали усилия администрации Обамы в 2009 г. по продвижению армяно-турецких отношений. С точки зрения Баку урегулирование нагорно-карабахского конфликта должно быть связано с этим сближением, чтобы армяне чувствовали давление для урегулирования этого вопроса. Армяно-турецкое сближение лишает Азербайджан малейшего рычага давления, для того чтобы побудить Армению выйти из азербайджанских территорий, которые она занимает. США, по-видимому, наказали растущую конструктивность Баку в переговорах по Нагорному Карабаху и наградили обструкционистской подход Армении. В отличие от Баку, Армения пока не одобрила новый вариант Мадридских принципов по урегулированию этого конфликта. В Баку этот последний политический сдвиг рассматривается как победа армянского лобби и как узкие внутриполитические соображения США.