За годы так называемого «переходного периода» отечественный крупный бизнес занял столь прочные позиции в стране, что вытеснить его оттуда уже практически невозможно. Помимо факторов чисто экономического характера, их неуязвимости в немалой степени способствует фактическое слияние экономической и политической элиты. Это проявляется как в прямой форме, совмещением «должностей», так и косвенно, через доли государственных мужей в капитале и их участие в управлении компаниями. Иначе говоря, крупный бизнес активно внедрился в законодательную и даже отчасти в исполнительную власть, а государственный истэблишмент – в бизнес. Недавно Комитет по государственным доходам опубликовал свою очередную информацию о 344 крупнейших налогоплательщиках Армении за январь-апрель текущего года. В этой справке освещается роль «крупнейших» в различных сферах предпринимательской деятельности. Данные эти впечатляющие. Так, к примеру, доля 344 крупнейших налогоплательщиков в общем объеме импорта по стране в отмеченном периоде составила 56,7%, а экспорта – аж все 72,4% (!). Но более впечатляющие показатели имеются по узкой группе крупнейших налогоплательщиков – 50 компаниям. Это количество взято не случайно. Ведь, по данным за январь-март текущего года, именно полсотни крупнейших компаний обеспечили ровно 50% всех налогов, уплаченных 1000 компаний в государственный бюджет! То есть на долю остальных 950 «крупнейших» пришлась другая половина. Сопоставление этих данных наглядно иллюстрирует степень концентрации капитала в стране. Если бывший рекордсмен по налогам — Зангезурский медно-молибденовый комбинат, вернет свои прежние позиции по части выплаченных в госбюджет налогов, то разрыв между налогоплательщиками различного калибра еще более возрастет. Конечно, можно лишь радоваться успехам «крупнейших» в бизнесе. Но, с другой стороны, колоссальная пропасть в налогах, а следовательно, в доходах компаний, наводит на мысль о несостоявшемся малом и среднем предпринимательстве в стране. Зато процветает крупный бизнес. Хотя на ряде ведущих товарных рынков имеется немало компаний, уровень конкуренции на них оставляет желать лучшего. Так, например, по данным за прошлый год, концентрация на рынке бензина составила 84,1%, дизельного топлива – 87,1%. Не случайно два нефтетрейдера – «Флеш» и «Сити Петрол Груп», заняли соответственно 4-ое и 6-ое места в списке крупнейших налогоплательщиков страны за январь-март текущего года. Согласно материалам отчетов Комиссии по защите экономической конкуренции, уровень концентрации (суммарной доли на рынке трех крупнейших компаний) на рынке сливочного масла в 2008 году составил 84,0%, рынке этилового спирта – 100%. Причем на последнем имеется классический монополист – фирма «Алекс Григ», с долей на рынке в 99,8%, а также вторым местом в списке 1000 крупнейших налогоплательщиков страны. Многопрофильная компания, являющаяся собственностью небезызвестного бизнесмена, по совместительству — депутата парламента Самвела Алексаняна, доминирует, или же практически является монополистом и на ряде других важнейших товарных рынках страны. Причем, не довольствуясь крупномасштабным оптом, этот бизнесмен активно действует и на розничном фронте торговли. В частности, он является владельцем мощной сети супермаркетов «Ереван Сити». Причем, по слухам, тому же Алексаняну принадлежит также сеть аптек фирмы «Натали Фарм», которая фигурировала в недавнем скандальном деле со спекулятивными ценами на лекарства. Некоторые крупные бизнесмены имеют несколько фирм с различными наименованиями. Так, например, другому известному бизнесмену Гранту Варданяну принадлежат сразу полдесятка компаний в структуре «Гранд Холдинг», причем две из них — «Интернейшнл Масис Табак» и «Гранд Тобако», заняли соответственно 9-ое и 21-ое места в списке крупнейших налогоплательщиков страны за январь-март текущего года. Сам г-н Варданян лично не представлен в парламенте. Но этот пробел с лихвой компенсируют два его сына. Такие примеры можно с успехом продолжить. Но важен вывод: слияние крупного бизнеса с властью приводит к целому букету негативных последствий. К примеру, не составляет труда создавать искусственные барьеры, препятствующие доступу на «свой» рынок «посторонних» предпринимателей. Для этого, наряду с прочими рычагами воздействия, с успехом может быть задействован и государственный аппарат. Поэтому «посторонние» могут заняться лишь малым бизнесом… В сложившихся условиях надеяться на свободную конкуренцию на ряде товарных рынков не приходится. Закономерным же следствием монополизации этих рынков являются непомерно высокие цены на товары.
Альберт Хачатрян