На минувшей неделе Азербайджан, заявляющий со всех трибун о собственной конструктивности и деструктивности Армении, о своей приверженности процессу мирного урегулирования, показал свое истинное лицо. Поздно вечером в пятницу азербайджанская вооруженная разведывательная группировка проникла на территорию Нагорно-Карабахской Республики.
Вооруженная диверсия. Расхождение слова и дела
В результате завязавшегося боя противник был отброшен на свои позиции. С карабахской стороны погибло четверо, еще четверо были ранены. Азербайджанская сторона оставила на поле боя как минимум одного убитого.
Президент Армении Серж Саргсян квалифицировал действия азербайджанской стороны как преступление. «Естественно, в ходе ответных действий Армии обороны планы азербайджанцев были сорваны. Они отступили, оставив потери на месте преступления», — сказал глава государства.
Внешнеполитическое ведомство Армении в свою очередь расценило инцидент как открытую провокацию. «Перед каждой встречей на высшем уровне с президентом Армении, Баку пытался при помощи провокационных заявлений, угроз о войне сорвать переговоры. Видимо убедившись, что им это не удается, азербайджанцы на этот раз, сразу после трехсторонней встречи 17 июня на высшем уровне, пошли еще дальше — на открытую провокацию», — заявил министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян.
К счастью, подразделения Армии обороны Карабаха взяли под полный контроль ситуацию на границе с Азербайджаном, и ситуация на линии соприкосновения нормальная.
Эксперт Сергей Шакарянц считает, что провокация азербайджанской стороны имела целью сорвать мирный процесс. «Видимо Азербайджан, по итогам консультаций в Санкт-Петербурге, пришел к каким-то определенным выводам о невозможности продолжения мирного процесса в русле, выгодном Баку, и пытался этой диверсионной атакой, то есть грубым нарушением условий перемирия, сорвать мирный процесс, поставить в тупик Армению, руководство Нагорно-Карабахской Республики, и соответственно, сопредседателей Минской группы ОБСЕ», — сказал Шакарянц.
Директор Института Кавказа Александр Искандарян также придерживается мнения, что провокация явилась следствием петербургской встречи, «показателем серьезной обеспокоенности азербайджанских властей по поводу того, что происходит вокруг карабахской проблемы».
Эксперт считает, что столкновение не было случайным или стихийным, скорее, по его мнению, операция была заранее тщательно подготовлена властями Азербайджана.
Факт того, что Азербайджан в силу отчаяния предпринимает опрометчивые шаги, уже не вызывает сомнения ни в Армении и Нагорном Карабахе, ни у посредников урегулирования конфликта. Остается надеяться, что посредники не позволят Азербайджану безнаказанно свести на нет многолетние усилия по мирному урегулированию конфликта.
Вновь обновленные Мадридские принципы?
Азербайджанская диверсия вызывает еще большее возмущение в связи с тем, что она последовала сразу же после встречи трех президентов в Санкт-Петербурге. 17 июня в Санкт-Петербурге Серж Саргсян, Ильхам Алиев и Дмитрий Медведев обсудили вопросы урегулирования карабахской проблемы.
Встреча была не из обычных. Во-первых, она была первой за долгие месяцы, во-вторых, встреча ознаменовалась эксцентричным поведением на переговорах азербайджанского лидера, покинувшего форум до его завершения.
Некоторая пауза в переговорах по карабахскому урегулированию наступила после январской встречи лидеров Армении, Азербайджана и России Сержа Саргсяна, Ильхама Алиева и Дмитрия Медведава в Сочи, когда сторонам конфликта были предложены обновленные Мадридские принципы как основа переговоров.
На несколько месяцев наступило затишье на переговорной арене. Ввиду того, что азербайджанская сторона заявила о готовности принять обновленные мадридские принципы как основу переговоров, но дело не двигалось с мертвой точки, можно предположить, что армянскую сторону новые принципы не устроили.
Можно теряться в догадках и предположениях, что предусматривали обновленные мадридские принципы, но, видимо, их снова «обновили».
«Для армянской стороны в обновленных мадридский принципах преобладали неприемлемые пункты. И этим можно было объяснить редкость встреч на высшем уровне. Таким образом, можно заключить, что если Серж Саргсян согласился на встречу в Санкт-Петербурге, то в обновленные принципы введены какие-то изменения», считает политолог, глава организации «Европейская интеграция» Карен Бекарян.
Кроме того, встреча в Санкт-Петербурге интересна тем, что это первая встреча лидеров трех стран после приостановления армяно-турецкого процесса. Положительным является уже то, что Турция не добилась своей главной цели – стать участником регулирования карабахской проблемы.
Источник: АМИ «Новости-Армения»