Интервью NEWS.am с временно исполняющим обязанности директора союза юридических лиц «Ассоциация участников рынка страхования» Андраником Оганджаняном.
Г-н Оганджанян, около месяца назад парламент Армении принял закон об обязательном страховании автомобилей. Как Вы оцениваете начало подготовительных работ?
Безусловно, страховые компании начали подготовительные работу, однако они пока не несут публичный характер, пока закон не будет опубликован. После опубликования закона и вступления в силу эти работы станут более видимыми для общественности. Только могу сказать, что и ассоциация, и компании придают огромное значение оповещению общественности. В этом отношении мы будем активно работать.
Принятый закон в таком виде удовлетворяет ли Вас полностью?
Конечно, есть положения, которые было бы желательным видеть иными. Например, в связи с составом совета Бюро. Вообще в мире принято, чтобы бюро обязательного страхования руководились страховыми компаниями. У нас в начальном проекте было так, было предусмотрено 7 членов Совета, большинство которых составляли страховые компании, был вовлечен также Центральный банк, Дорожная полиция и т. д. Однако, по принятому законопроекту, страховые компании составляют меньшинство в Бюро. Будем надеяться, что это не вызовет проблем для дальнейшей деятельности.
Сферу будет регулировать Центральный банк. Какие шаги Вы ожидаете от них до 1 января?
Отмечу, что основной груз регулирования упадет на плечи Бюро, которое будет определять основные правила игры, принимать регулирующие правовые акты. Тем не менее, у нас есть основной план по совместной работе с ЦБ, все запланировано. Есть четкий график, который мы согласовали с ЦБ. Каждую неделю мы с ними встречаемся, мы создали рабочую группу, которая оперативно разрабатывает правовые проекты. Это здоровый процесс.
Бытует мнение, что успех обязательного страхования во многом зависит от профессионализма сотрудников страховых компаний. Как вы будете решать вопрос подготовки и переподготовки кадров?
Общественность придерживается ошибочного мнения,– у которого есть и объективные причины,– что основной причиной малоразвитости страхового рынка якобы является плохая подготовка специалистов страхового рынка. Позвольте не согласиться с этим: может, это и является фактором, но не первичным. У нас множество качественных специалистов, имеющих квалификации, признанные на международном уровне. Что же касается увеличения количества специалистов и повышения их качества, то на рынке мы интенсивно работаем в этом направлении. На днях мы подписали соглашение с фондом Финансово-банковского колледжа, предусмотрев определенные курсы по переподготовке. Помимо этого, во всех компаниях есть отдельные курсы.
Чем Вы объясните тот факт, что у общественности нет большого доверия к автострахованию?
Не буду говорить, что это следствие менталитета, скорее, истории развития рынка. Общество имеет отрицательный опыт развития страхования, начиная с Советского Союза. После же распада СССР некоторые структуры закрылись, люди многое потеряли. Каждый негативный случай больше распространяется среди людей и дольше остается в памяти, чем позитивный случай. Даже в тех случаях, когда страховые компании по праву не платят компенсацию и в подобных случаях ни в одной стране мира не заплатили бы, у нас это воспринимается как отрицательный случай и влияет на имидж всего рынка. Исследования показали, что при отказе в выплате компенсации об этом узнает по меньшей мере 25 человек, а при возмещении об этом узнает максимум 3 человека.
А что подсказывает опыт СНГ?
В СНГ мы из тех исключительных стран, у которых нет обязательного страхования. В Казахстане существует больше десятка видов обязательного страхования, которые уже давно действуют и оправдали себя. Властями обязательное страхование всегда рассматривалось как инструмент для развития рынка. Я рад, что сейчас оно рассматривается как средство смягчения рисков, существующих в обществе. Обязательное страхование не обещает большой прибыли компаниям, наша заинтересованность в том, чтобы привести общество на страховой рынок. Если люди увидят, что закон работает, что страхование в их же интересах, они более активно будут страховаться, используя и другие виды. Опыт других стран именно это и показывает: обязательное страхование является стимулом для развития рынка.
Тем не менее, многие граждане рассматривают обязательное страхование как дополнительные затраты.
В Гражданском кодексе мы давно отметили, что автомобиль – это предмет, являющийся источником ущерба, а его владелец ответственен за нанесенный им ущерб. Что же получается? По республике движутся предметы, являющиеся источником ущерба, которые угрожают всем членам нашего общества. Следовательно, государство, будучи ответственным за риски общества, принимает закон, чтобы снизить опасности, угрожающие всем слоям общества. В этом смысле страховые компании являются лишь инструментом для возмещения ущерба и снижения рисков. Конечно, будут люди, которым будет трудно ежегодно платить 30-35 тыс. драм, однако на этот вопрос нужно смотреть с другой позиции. Если у человека нет 30-35 тыс. драм и своей машиной он представляет угрозу для людей, то кто же должен ответить за это? То есть, на другой стороне весов находятся все члены общества, их имущественные и личные интересы. Поэтому государство и граждане должны решить, какая сторона весов более тяжелая.
Интервью провел Самвел Авагян