NEWS.am приводит интервью министра иностранных дел Армении Эдварда Налбандяна австрийскому журналу «Profil» с некоторыми сокращениями:
Господин министр иностранных дел, в последнее время регион стоит перед серьезными изменениями: Иран прилагает усилия, чтобы увеличить свое влияние, Турция пытается самоутвердиться как региональный посредник, Армения же, как маленькая страна, находится посреди них. Вас беспокоит будущее?
Армения не маленькая страна. В регионе мы занимаем этот маленький участок земли, но по всему миру есть сотни Армений, повсюду, где живут армяне, они создали свои общины, маленькие Армении, которые объединяют нас по всему миру.
Однако ваши непосредственные соседи более крупные и иногда более агрессивные государства.
В нашей истории причины для беспокойства были всегда. Мы прилагаем усилия для укрепления стабильности и безопасности в нашем регионе, однако это зависит не только от нас. Мы пытаемся иметь нормальные отношения со всеми нашими соседями и именно по этой причине инициировали процесс нормализации отношений с Турцией. У нас хорошие взаимоотношения с Ираном, Грузией, и мы пытаемся урегулировать конфликт между Нагорно-Карабахской Республикой и Азербайджаном, что даст возможность установить нормальные отношения также и с Азербайджаном.
В последнее время создалось впечатление, что есть большой прогресс в отношениях Армении и Турции, тем не менее, сближение вновь приостановилось. В ближайшем будущем видите ли Вы возможности для прогресса?
Армяно-турецкие отношения были в тупике, когда президент Армении Серж Саргсян пригласил своего турецкого коллегу Абдуллу Гюля. Эта инициатива, нацеленная на будущее и получившая положительный отзыв со стороны президента Турции, позволила нам начать процесс, и в результате длительных и сложных переговоров мы совершили значительный шаг в направлении урегулирования армяно-турецких отношений, подписав в прошлом году в Цюрихе два протокола – об установлении дипотношений, открытии общей границы и развитии двусторонних отношений.
Но ратификация подвешена. Почему?
После подписания протоколов Армения начала процесс ратификации и, согласно принятой процедуре, Конституционный суд принял решение, даже на месяц раньше предусмотренного срока, что протоколы признаны соответствующими Основному закону. В начале февраля президент Саргсян в Лондоне заявил, что парламент Армении, где возглавляемая президентом партия имеет парламентское большинство, ратифицирует протоколы тогда, когда Турция сделает это. Турецкая сторона, которая имеет более простую процедуру ратификации, на практике не предприняла никаких шагов в этом направлении, помимо направления протоколов в парламент, и фактически уже девять месяцев препятствует процессу ратификации.
Ожидаете ли Вы, что процесс сближения скоро продолжится?
Подход Армении полностью совпадает с позицией международного сообщества – ратификация и реализация протоколов должна происходить без предусловий и в разумные сроки. Именно с подобным взаимопониманием мы начали и вели этот процесс и пришли к соглашениям. И, естественно, в протоколах тоже нет предусловий. Мы надеемся, что процесс не то чтобы окончательно провален, а подвешен. Как ясно было сказано, мы будем готовы двигаться вперед, если в Турции вновь будут партнеры, готовые идти вперед и регулировать отношения без предусловий.
Турция, в свою очередь, утверждает, что Армения блокирует сближение. Кто же в таком случае несет ответственность?
Сейчас Турция пробует найти беспочвенные основания для затягивания процесса. Когда Армения затягивала урегулирование? Никто не может сказать такого. В процессе урегулирования все шаги Армении были одобрены международным сообществом. Даже решение о приостановлении процесса ратификации было воспринято с пониманием и получило одобрение.
По сведениям СМИ, самая важная причина приостановления переговоров с Турцией – нагорно-карабахский конфликт. Означает ли это, что в вопросе Геноцида сближение пошло вперед больше, чем в вопросе Нагорного Карабаха?
Основной и единственной причиной прекращения процесса регулирования отношений является возобновление попытки увязать это с карабахским вопросом. После подписания протоколов Турция сделала шаг назад и вновь стала говорить на языке предусловий, например, попытавшись связать процесс урегулирования армяно-турецких отношений с разрешением карабахской проблемы. Не только Армения, но и страны, осуществляющие посредническую миссию в процессе, и вся международная общественность публично заявили, что решение карабахской проблемы не связано с армяно-турецким урегулированием. И попытки связать эти процессы могут помешать обоим процессам.
Было ли внутреннее давление со стороны Армянского национального конгресса с требованием выйти из переговоров?
Не только в Армении, но и в диаспоре недовольство множества армян обусловлено недостатком доверия к Турции. Приостановление процесса обусловлено тем фактором, что Турция не может уважать достигнутые соглашения, свои обязанности и обещания.
Премьер-министр Турции Эрдоган явным образом пригрозил выслать сотни тысяч армян. Напоминает ли это трагические переселения жертв 1915 г.?
Подобные намеки говорят сами за себя. Они означают – это, конечно, вызывает сожаление, что в современной Турции некоторые лидеры не отказались от нетерпимого и расистского подхода османского периода. Конечно же, это заявление потрясло всех – и не только в Армении. В 1914–1915 гг. именно с таких заявлений начался Геноцид армян. Позднее, в конце 20-го века, погромы и переселение армянского населения в Азербайджане также сопровождались подобными расистскими заявлениями.
То, что Турция отказывается признать Геноцид, может быть связано со страхом требований о компенсации или даже территориальных притязаний. Что требует Армения, помимо признания Турцией своей ответственности?
С тех пор как Армения стала независимой, она никогда не делала заявлений о территориальных притязаниях. К несчастью, некоторые турецкие политические силы используют подобные аргументы, чтобы посеять страх в турецком обществе.
А требования о финансовой компенсации?
Это гипотетический вопрос. Во всем мире есть наследники армян, потерявших свою собственность в то время. Правовыми путями они могут попытаться удовлетворить свои требования, независимо от того, Геноцид признан или нет.
Министр иностранных дел Австрии вскоре посетит Армению. Какие вопросы будут обсуждаться в ходе встречи?
Их много. В наших двусторонних отношениях пока нет больших достижений, таким образом, этот визит является хорошим поводом для обсуждения и развития новых возможностей.
Как получилось, что двусторонние отношения слабы?
Нельзя сказать, что двусторонние отношения слабы, но у нас есть потенциал, который должен быть максимально использован. Визит министра иностранных дел Австрии Михаэля Шпинделеггера в Армению может стать хорошим стимулом для развития двусторонних отношений.