ФЕСТИВАЛЬ «НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ» — ИНЪЕКЦИЯ РАДОСТИ ЖИЗНИ

Нынешняя весна не особенно баловала музыкальными событиями, как это бывало прежде. Пожалуй, единственным исключением стал авторский фестиваль одного из ярких представителей современного авангарда Софии Губайдулиной в рамках XI Международного фестиваля «Перспективы XXI века», организованный Независимой музыкальной ассоциацией под руководством композитора Степана Ростомяна и менеджера Соны Ованесян.

Заметно оживил ситуацию стартовавший в конце апреля VI фестиваль «Национальная галерея». Фресковый зал, где уже состоялись четыре концерта традиционного марафона, как и прежде, стал зоной повышенной энергетики. Начало фестиваля совпало с двумя ярчайшими художественными событиями в стенах Национальной галереи — уникальными выставками выдающейся художницы Гаянэ Хачатрян и экспозицией малоизвестных графических работ классиков армянского изобразительного искусства — Седрака Аракеляна и Вано Ходжабекяна.

У фестиваля есть уже устоявшиеся традиции: он последовательно расширяет формы своего участия в культурной жизни республики, собирая огромную, небывалую для камерного жанра аудиторию. Каждый исполнитель в фестивале ясно осознает, что он участвует не в рядовом концерте. Аура фрескового зала должна обязывать. Еще одно приятное обстоятельство — исключительное гостеприимство его организаторов — Мариам Шагинян и Гарика Назаряна. Прямо со входа попадаешь в участливый и дружелюбный круговорот.

В организации фестиваля есть и другие положительные черты — в первую очередь то, что звучит музыка различных направлений. Достоинством фестиваля является также наличие информации и рекламы. В этом проявляется уважение к крупному событию музыкальной жизни. Личная ответственность конкретных людей — ответственность не только моральная, но и материальная.

Почти каждый из прошедших фестивалей оставил заметный след. До сих пор, вспоминая первые концерты, ощущаешь ту огромную эстетическую радость, которую дарили нам его участники — музыкальные коллективы и солисты: Государственный камерный оркестр под управлением Арама Карабекяна, Ансамбль солистов под руководством Завена Варданяна, Камерный хор Армении (худ.руководитель — Роберт Млкеян), оркестр Национального театра оперы и балета под управлением Карена Дургаряна, Трио имени Арама Хачатуряна. Но фестиваль не ограничивался собственными артистическими силами, как бы значительны они ни были. Публика ждала встреч с именитыми гастролерами, жаждала новизны, открытий. Такими открытиями были (по крайней мере для большинства слушателей) замечательные пианисты — наши соотечественники Сергей Бабаян (США), Вардан Мамиконян (Франция, Германия), виолончелисты Александр Чаушян (Великобритания) и Микаэл Ахназарян (Германия), Денис Жданов (Германия), скрипач Мартын Яврян (Германия), прославленный струнный квартет «Прометей», французский квинтет «Алиадж», ансамбль «Каданс» и многие другие. Их выступления вызывали огромный энтузиазм публики.

Конечно, говорить о полной победе данного фестиваля еще рано. По-настоящему развернуться пока не удается, поскольку любой праздник требует финансовых жертв. И, кстати, немалых. Это и ежу понятно, мы ведь не в вакууме живем: все все знают и многое видят. Но тем не менее организаторы фестиваля проводят огромную работу, приглашая в Ереван серьезных музыкантов, нарываясь чаще всего на отказы, на вежливое «нет». И то, что им удается сделать в наше прагматичное время, — уже подвиг. Им удалось главное — открыть для нашего слушателя новое художественное пространство, дать новое развитие концертной жизни.

Нынешний фестиваль открыл Государственный молодежный оркестр под управлением Сергея Смбатяна. В этот вечер в программе значился Фортепианный концерт N27 Моцарта в исполнении прославленной пианистки Светланы Навасардян и Молодежного оркестра, но по известным причинам (пианистка не смогла вылететь из Парижа) совместное выступление не состоялось. Нетрудно догадаться, с какой ответственностью молодой оркестр готовился к этому событию. Но увы… Зато вся остальная часть программы не оставила слушателей равнодушными. И Моцарт, и Боккерини, и Арутюнян были с чувством исполнены оркестром, вызвав шквал аплодисментов. Насколько они отвечали уровню исполнения — судить не берусь. Порой вкрадывается крамольная мысль, что успех заранее запланирован. Концерты у него бывают разного уровня — но результат восприятия — одинаков. Восторженный. Это единственный коллектив в Армении, который развивается благодаря, а не вопреки обстоятельствам. Но как бы там ни было, студенческий оркестр, родившись в стенах родной консерватории, стал стремительно набирать высоту, завоевывая новую публику в России и за рубежом — во Франции, Великобритании. Напомним, что никогда еще до сих пор ни один студенческий оркестр, созданный далеко от Москвы, не удостаивался чести выступить на самой престижной сцене российской столицы — в Большом концертном зале имени Чайковского в рамках мероприятий Года Армении в России и в Grand Opera на открытии Года Армении во Франции, и всегда оркестр играл с горением, романтическим энтузиазмом, максимализмом, свойственными юности.

В ансамбле с молодым оркестром выступали самые яркие музыканты новой волны — «принц пианизма» Денис Мацуев, Артур Папазян, Франк Фернандес, Жоан Донато, Вадим Репин, Мишель Легран, Кшиштоф Пендерецкий, Ваан Папян, Борис Березовский и другие. Все это позволяет сказать и о значительно окрепшем искусстве дирижера Сергея Смбатяна. Уверенный, четкий жест, умение сконцентрировать внимание оркестрантов, смелость в завоевании классического репертуара — таковы сегодня качества, свойственные лучшим работам дирижера. Может показаться, что он переходит «меру дозволенного» в темпах, градусе эмоций, манере штрихов. Но не надо забывать, что речь идет об артисте, которому всего 23 года. И то, что сделано сегодня, — залог будущих успехов, о чем свидетельствовало открытие фестиваля.

Приятно порадовал нынешний фестиваль и концертом знаменитого дуэта «Кларипиано» из Словении. Для большинства слушателей их выступление — настоящее откровение. Не в каждом концерте услышишь игру профессионала-кларнетиста. Не случайно был и такой высокий интерес. Дуэт в составе великолепного кларнетиста Душана Соджа и пианистки Татьяны Каучич открыл концерт сонатой Сен-Санса, заставив аудиторию с совершенно поразительной силой сопереживать, слушать, увлекая в мир романтических грез. Вообще вся программа — Ф.Шуберт, М.Арнольд, Е.Адамич, Э.Григ, М.де Фалья, Ф.Пуленк — прозвучала на одном дыхании. Для творческого стиля дуэта характерны благородство трактовки, тонкий вкус, превосходное чувство формы в сочетании с исключительно тщательной отделкой деталей. Особенно выразителен был Душан Соджа. Кларнетист обладает виртуозной техникой, передавая чувства самого широкого диапазона. Как интенсивно прослеживает он каждое движение мелодии, как четко «просветляет» сложную структуру и форму шубертовских сочинений, как искрится его палитра при исполнении Грига! Слушая красивое сочинение Грига, я не могла отделаться от чувства, что оно должно звучать не со сцены, а на пленэре. Оно может естественным образом слиться с воздухом, ветром, с природой. Дуэт ошеломляет своей стилистической разносторонностью, не оставляя желать ничего лучшего. После концерта гости выразили свой восторг от нашей публики, от Армении, куда они приехали впервые.

Концерт современной музыки в исполнении известного скрипача из Швейцарии Юго Тичиати и одаренного пианиста Айка Меликяна автору этих строк, к сожалению, услышать не удалось. Зато концерт 11 мая с насыщенной программой из сочинений классической музыки в исполнении пианистки уникального дарования Светланы Навасардян превзошел все ожидания. Ее сольный концерт — самое значительное музыкальное событие не только в рамках фестиваля. Выступления пианистки ждешь как откровений. Она никогда не повторяется, всегда разная, непредсказуемая. Одно и то же сочинение у нее может звучать по-разному. Одинаков только масштаб.

Начав программу с Адажио h-moll Моцарта (в первом отделении звучал только Моцарт), пианистка ни на миг не дала ощутить наличие каких бы то ни было акустических проблем. Играла она строго, с огромной внутренней энергией, без внешней экзальтации и вычурности, уводя слушателей в область всепобеждающего главенства души и духа. Слушая Навасардян, думаешь о том, что она владеет магией, заставляя раздвигаться свод, закрывающий наш горизонт, чтобы показать нам сквозь его просветы свободную, вольную синеву неба.

Захватывающим было и второе отделение, посвященное Шопену (полонез-фантазия, колыбельная, две мазурки, вальсы). Каждое исполнение — проникновенный монолог, обдумана каждая нота, ощущение исповедальное, интимное. Казалось, что в зале перестали дышать. Не помню когда-либо такой тишины. А потом — шквал аплодисментов. Благодарные слушатели завалили артистку цветами. Их преподносили и простые поклонники ее таланта, и присутствующие в зале первая леди Рита Саргсян и премьер-министр Тигран Саркисян, и министр культуры Асмик Погосян. Искусство Навасардян покорило, стерло все границы между рангами. Пусть так будет как можно дольше. Фестиваль продолжается…

Наталия ГОМЦЯН

Источник: Общественно-политическая газета «Голос Армении»

Отправить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.