Сотрудничество России и Турции имеет не политические, а экономические причины, сказал директор Института востоковедения Национальной Академии наук Армении, профессор Рубен Сафрастян.
По итогам визита президента РФ в Турцию 12 мая было подписано около 20 двусторонних документов, охватывающих самый широкий спектр сотрудничества — от строительства АЭС в Турции и перехода к безвизовому режиму до поставок в Россию турецкой курятины. Открыт путь к расчетам в национальных валютах, принято решение о выведении в течение пяти лет двустороннего товарооборота до $100 млрд.
«Я не вижу признаков того, что российско-турецкое сближение может привести к ослаблению конкуренции между двумя странами и, в дальнейшем, созданию геополитического союза. Говорить об этом пока не имеет смысла, поскольку для подобных выводов нет никаких предпосылок», — сказал Сафрастян на пресс-конференции в пятницу.
Он отметил, что в Турции увеличиваются потребности в электроэнергии, которые она не в состоянии покрыть собственными силами, и около 70% энергоносителей поступает из России, в основном, в виде газа.
«Турецкая экономика развивается и нуждается в обеспечении растущего спроса на энергоносители, а с другой стороны, она имеет амбиции в регионе. И эти два обстоятельства лежат в основе турецкой политики в отношении России», — сказал он.
В то же время, по словам Сафрастяна, Россия по возможности старается использовать свои богатейшие запасы энергоносителей для того, чтобы создать довольно мощный экономический потенциал для перехода к решение вопросов, имеющих геополитическое значение.
«В основе нынешнего этапа российско-турецкого сближения лежит вопрос энергоносителей. Россия хочет продать свои энергоносители, а Турция вынуждена из закупать для решения собственных задач», — пояснил он.
Говоря о заявлении Медведева по итогам встреч в Турции, тюрколог выразил мнение о том, что «это был не представляющий никакой ценности жест, который был необходим Турции для продолжения своей игры, заключающейся в демонстрации высокого авторитета в регионе».
«В сущности, в заявлении не ставится никакой реальной задачи. Это был жест со стороны России, который Турция попросила и получила. В обмен на это Россия решает свои экономические вопросы», — подчеркнул он.
При этом, по словам Сафрастяна, в Армении с интересом и осторожностью наблюдают за всеми российско-турецкими дипломатическими контактами.
«У нас есть уникальный опыт 1920-21 гг., когда пришедшие к власти два политических режима – большевики в России и кемалисты в Турции, пришли к соглашению и фактически поделили Армению, что было зафиксировано в Московском и Карском договорах», — пояснил он.
В соответствии с Карским договором, подписанным 13 октября 1921 между кемалистской Турцией, с одной стороны, и советскими республиками Закавказья, определялась граница между Турцией и республиками Закавказья. Кроме того, согласно договору правительства Турции, Азербайджана и Армении соглашались, что Нахичеванская область образуют автономную республику под покровительством Азербайджана. Карсский договор в основном повторял положения Московского договора 1921 года, который ущемлял жизненные интересы Армении.
Источник: АМИ «Новости-Армения»