NEWS.am приводит статью «Мамочка — отличный стрелок», опубликованную на страницах канадского журнала «La Presse – Plus». Она посвящена судьбе участницы карабахской войны Евгении Арустамян:
Шуши, Нагорный Карабах. Евгения Арустамян не думала, что у нее в ДНК есть гены насилия. Родившись в 1955 г. в Степанакерте, преимущественно армянском городе провинции Нагорный Карабах, расположенной в центре Азербайджана, она получила образование в послевоенном Советском Союзе. Училась в Ереване, потом устроилась на работу, что позволило ей поднять троих сыновей. В окружении ее прозвали «Кукла», «потому что я была хорошенькой», — говорит она, грустно улыбаясь.
Однако в 1988 г. началась война в Нагорном Карабахе между Арменией и Азербайджаном и потрясла семейную жизнь Арустамян. Два ее сына и муж присоединились к армянским силам, выступившим против сил Азербайджана. Ее муж погиб. Оба сына были ранены. «Я решила, что должна отомстить азербайджанцам. Я оставила своего младшего сына дома и поступила в вооруженные формирования. Я не боялась. Я не знаю, кем я была на самом деле: снайпером, медсестрой, солдатом. То, что я знаю, так это то, что я носила форму и боролась, как другие. Оглядываясь назад, я удивляюсь, как я это сделала», — рассказывает она спустя годы вместе со своей подругой Кариной Данилян, которая, как и Евгения Арустамян и десятки других женщин в регионе, случайно стала воином. Эти два бойца не вернулись из своей эпопеи целыми и невредимыми. Оба они были серьезно ранены и остаются инвалидами уже на протяжении 16 лет после окончания войны. В настоящее время они живут в здании, изрешеченном пулями, которое покинули его бывшие жители-азербайджанцы.
Их лагерь выиграл войну, и в настоящее время Нагорный Карабах является де-факто армянской территорией, однако мир пока не признал эту маленькую горную страну. «Но я все-таки рада, что действовала именно таким образом. Я ни о чем не жалею».