Министерство финансов Армении обнародовало сообщение о выполнении государственного бюджета страны в I квартале текущего года.
Согласно этой информации, доходная часть госбюджета составила около 164,1 млрд драмов, или на 7,2% больше утвержденной правительством на данный квартал программы, а расходная часть госбюджета составила соответственно 170,1 млрд драмов и 90,5%. В результате этих сдвигов дефицит бюджета был меньше, чем ранее проектировалось.
По сравнению же с аналогичным периодом прошлого года расходы бюджета возросли на 16,7 млрд драмов, или на 10,9%. По объяснениям министерства, это в основном связано с ростом расходов по линии нефинансовых активов, грантов, обслуживания внешнего долга, а также пособий.
Не повезло служащим государственных учреждений. В I квартале текущего года платежи по заработной плате хотя и возросли на 6,6%, но до намеченных программой рубежей не дотянули каких-то 10,7%… Так что затраты по данной линии ограничились лишь 14,8 млрд драмов (8,7% всех расходов госбюджета).
В принципе «бюджетников» можно разделить на две группы: тех, кто, образно, говоря, питается крошками из государственной казны, и тех, кто поваренной ложкой буквально опустошает оную. Чиновники высшего и среднего звена элитарных ведомств вовсю пользуются материальными благами, щедро предоставляемыми им за счет государственной казны.
Например, на зарплату «избранникам народа» и персоналу парламента на текущий год госбюджетом выделено свыше 1,5 млрд драмов (в эквиваленте, по среднему курсу валют на 29 апреля текущего года, почти 4,0 млн долларов США). Другой пример: расходы на содержание Центробанка (то есть на зарплату персонала, служебные автомобили, командировки и прочее) налогоплательщикам обойдутся в 4,7 млрд драмов (12,2 млн долларов).
Количество министерств, правда, по сравнению с советским периодом заметно сократилось, но на смену им пришло множество других государственных учреждений, «функционирование» которых тяжелым бременем ложится на и без того скудный государственный бюджет. Отметим, что за последнее десятилетие в стране, на пути достижения «евростандартов», создано немало новых институтов в сфере государственного управления и регулирования экономики.
К примеру, Государственная комиссия по регулированию общественных услуг, которая недавно «прославилась» своим решением утвердить заявку монополиста — ЗАО «АрмРосгазпром», на новые тарифы на природный газ. Получается, что налогоплательщики, большинство из которых являются абонентами этого монополиста, за свой счет содержат организацию (с ее высокооплачиваемым персоналом), выносящую решения в ущерб их интересам. Такие примеры можно с успехом продолжить, но важен вывод: хотя подобные организации-синекуры выдают тонны отчетов, по сути их деятельность приносит мало пользы экономике страны.
Добавим, что «благосостояние» самих чиновников обеспечивается не только государственной казной, но и их участием в многочисленных программах и проектах, финансируемых международными финансовыми структурами и прочими донорами. Вот и появляются на свет всевозможные «стратегические программы», наподобие пресловутой Программы по преодолению бедности…