Вначале отметим, что оперировать данными официальной статистики десятилетней давности — дело довольно неблагодарное. Судя по показателю ресурсов водки за период с 2000 года по 2009 год, они, ресурсы эти, почти что удвоились. Если в далеком уже 2000 году объем их составлял менее 10 тысяч литров, то в прошлом году этот показатель достиг 18,8 тысяч литров, то есть возрос на 89,2% (!!!). Учтем, что за этот же период численность населения возросла на символические 0,75%… Так как ресурсы товаров в определенной мере отражают уровень потребления населением, получается, что наши граждане стали пить в кратных размерах больше. Естественно, в реальности такого быть не может. Однако, за неимением других данных, приходится оперировать тем, что имеется. Итак, в 2000 году в общих ресурсах водки удельный вес импорта составлял ничтожные 0,5%, то есть пришлые бутылки оного напитка практически не играли роли на нашем рынке. Однако за прошедшие годы ситуация кардинальным образом изменилась. Ныне доля импорта в общих ресурсах водки достигает почти что одной трети (по данным за прошлый год – 31%). Импортируемая водка, за редким исключением, представлена российской продукцией. В Армении благоприятные условия для импорта в целом создались после укрепления национальной валюты, драма, когда доллар США с наивысшей точки своего курса в 2003 году (578,8 драмов), к 2008 году «полегчал» почти наполовину (докатившись до 306 драмов). Кстати, российские эксперты, анализируя подобное же укрепление рубля (хотя и не столь резкое, как у нас по драму!), отмечают теперь, что не нужно было этого допускать и теперь приходится расхлебывать ошибки прошлого… Водка, как крепкий спиртной напиток, по вполне понятным причинам не принадлежит к тем товарам, потребление которых следует поощрять. Однако, если уж товар пользуется спросом, и государство особых усилий к ограничению его потребления не прилагает, то желательно для удовлетворения этого спроса максимально использовать собственные производственные мощности. Благо у нас водочных баронов, гоняющихся за наживой, предостаточно. Но, судя по данным за первые месяцы текущего года, в Армении глобальный кризис наиболее больно вдарил именно по водочной отрасли. Иначе чем объяснить катастрофический спад в отечественном производстве водки, выражающийся в январе-феврале двузначной цифрой в 60% (?!), причем на фоне роста производства коньяка и вина. Не секрет, что отечественные производители водки, не обращая должного внимания на качество своей продукции, стараются привлечь потребителя сравнительно низкой ее ценой. Свою лепту в деле дискредитации местного напитка вносит подпольная продукция, неизвестно кем и где «произведенная». Поэтому нередко за красивой «фирменной» этикеткой скрывается натуральная отрава, наносящая непоправимый ущерб здоровью потребителей. Так что вполне закономерным является явное предпочтение местных покупателей зеленого змия, отдаваемое традиционному русскому напитку. Даже если последний дороже местной водки на несколько сот драмов…
Альберт Хачатрян