NEWS.am приводит статью директора Центра исламского плюрализма в Германии Вели Ширина, опубликованную на сайте «Gatestone Institute», с некоторыми сокращениями:
В начале 2011 г., во время посещения турецкого города Карс менее чем в 30 километрах от армянской границы, неофундаменталистский премьер-министр страны Реджеп Тайип Эрдоган от Партии справедливости и развития обнаружил памятник армянским жертвам турецкой резни 1915 г.
Каменная скульптура высотой 35 метров, под названием «Памятник человечности», представляла собой человеческое тело, разорванное сверху донизу, с двумя половинками друг против друга. Планировалось добавить руку между разделенными формами.
Ее создатель, художник Мехмет Аксой, думал, что это произведение искусства будет символизировать отношения между армянами и турками и их примирение. Бывший мэр Карса Наиф Алибейоглу заказал произведение искусства в 2006 г., когда турецко-армянские отношения были, как это часто бывало раньше, в нижней точке, так что памятник можно было быть видеть через границу.
Армяне и их сторонники давно призывают Турцию признать как геноцид массовые убийства и смертельную депортацию армян в сирийскую пустыню во время Первой мировой войны и как правопреемник Османской империи взять на себя ответственность за эти преступления.
В последние годы отношение изменилось в Турции. Уже не табу обсуждать трагедию армян. Политики изменили позицию: в 2009 г. был принят план об установлении дипломатических отношений с Арменией и открытии границы между двумя странами. Однако нормализация была отложена.
Однако, когда Эрдоган увидел памятник в Карсе, он испытал шок. Памятник, по его словам, был «чудовищным»; он отдал категорический приказ о его сносе мэру Карса Невзату Бозкушу, члену эрдоганской Партии справедливости и развития.
По мнению многих противников Эрдогана и ПСР, разногласие по поводу скульптуры выявило ряд негативных сторон личности премьер-министра. Эрдогана неоднократно обвиняют в том, что у него авторитарные и все более диктаторские черты. Его считают ответственным за аресты турецких журналистов при администрации ПСР, независимо от того, заказал ли он задержания или нет. Кроме того, турецкая светская элита указывает на снос мемориала в Карсе как на доказательство того, что у членов нового исламистского правящего класса, которых Эрдоган поставил у власти, недостает образования и культуры. Снос статуи в Карсе также рассматривается как мстительный акт против экс-мэра Алибейоглу, который оставил ПСР и присоединился к светской оппозиции – Народно-республиканской партии.
Эрдоган заявил, что его критика связана с эстетикой, а не правами человека. По его словам, памятник был «чудовищным». Но может ли какой-либо памятник жертвам страшных зверств быть уродливее, чем события, в память о которых он воздвигнут?
Изгнание армян в маршах смерти по всей Турции было прецедентом для Холокоста европейских евреев. В Германии историки постоянно привержены тому, чтобы исследовать участие вооруженных сил, других государственных учреждений и простых людей в ужасах Второй мировой войны.
Однако в Турции премьер-министр в ужасе при виде камней, поставленных друг на друга. Камни сами по себе не провозглашают турецкую вину и открыто не указывают на страдания армян. Но памятник ушел, и часть коллективной памяти исчезнет вместе с ним. Действие Эрдогана было неправильным: оно лишь иллюстрирует, что он предпочитает разрушение примирению.