«Благими намерениями вымощена дорога в ад…» Невольно вспоминаешь эти слова, когда видишь, к какому абсурду приводят кое-какие решения и нормативные акты государственных ведомств.
Годы назад было решено навести порядок в сфере такси, и лицензировать услуги по перевозке пассажиров легковыми машинами. Появились кипы нормативных актов, такси-сервисы и индивидуальные водители обзавелись лицензиями для себя, и желтыми номерами для своих автомобилей.
Организации, то есть такси-сервисы, обязаны были обзавестись собственным хозяйством, включающим территорию для стоянки автомобилей, боксы для ежедневного техосмотра, а также ремонта машин. Сами водители, перед выездом, должны были пройти медицинское обследование у нанятого организацией врача.
Но, понятное дело, не каждый может позволить себе такую роскошь. Поэтому для небольших такси-сервисов, а также для индивидуальных таксистов, разработчики нормативного акта нашли такой выход: получать эти услуги на договорной основе от тех организаций, которые ими обзавелись.
Так выглядит в идеале. А вот какова действительность, задача уже соответствующих государственных ведомств, призванных контролировать ход выполнения этих нормативных актов. Мы же изложим рассказ одного индивидуального таксиста, заключившего договор с некоей организацией, «обеспечивающей» эти услуги.
По его словам, он ежемесячно отстегивал данной организации плату, в размере 4 тыс. драмов, за техосмотр машины и свое личное медицинское обследование. Однако, за прошедшие с начала оформления договора долгие месяцы, услуг по техосмотру машины и его, таксиста, медицинскому обследованию, ни разу (!!!) не оказывалось. По сути, некая организация просто-напросто выколачивает доход с помощью мыльных пузырей, взамен предоставляя своим «подопечным» липовые документы о прохождении данных процедур.
На первый взгляд, схема предоставления услуг по нормативному акту правильная. Но, на всякий случай, решили проконсультироваться по этому вопросу со специалистом, председателем общественной организации по защите прав водителей «Ахилл» Эдуардом Оганесяном. Его лаконичный ответ гласил: медицинское обследование, в таком неутешительном виде, совершенно излишне.
Скажем, прошел водитель медицинское обследование, все оказалось в норме, ушел он на трассу, и буквально через пять минут выпил. Употребил, естественно, крепкий алкогольный напиток, со всеми вытекающими из этого негативными последствиями. Как для самого себя, так и для пассажиров. Зачем тогда нужно эта волокита с обследованием? Ради галочки в документе?
Что касается технического осмотра автомобиля, то индивидуальный таксист сам заинтересован в том, чтобы его железный конь на полпути не застрял из-за поломки. И незачем ему тратить деньги на фиктивные «процедуры» у чужих организаций. Альтернатива этому – действительное прохождение техосмотра по договору. Если же оно отсутствует, то лучше перекрыть канал получения незаконных доходов.
Другая проблема связана с сомнительным «прогрессом» в дорожном движении. Ереванцы и гости столицы, вне сомнения, заметили небольшие резиновые бордюрчики, вбитые в асфальт проезжей части перед остановками общественного транспорта. Цель этого нововведения также была благая: транспорт должен останавливаться в этом пространстве, ограниченном бордюрчиками. Но, увы, в реальности это пространство заняли граждане, ожидающие упомянутый транспорт.
А транспорт, в лучшем случае, тормозит прямо над бордюрчиками, а в худшем – за его пределами, чуть ли не на середине проезжей части улиц. Невольно думается, что столь нелепое «усовершенствование», потребовавшее немалых затрат, мог предложить тот, кто абсолютно незнаком с нюансами столичного общественного транспорта. Хотелось как лучше, а получилось, как всегда…
Так же провалилась вечная идея заставить наших водителей пристегивать ремни безопасности. Повально можно наблюдать, как водители просто перекидывают оный ремень через себя, не фиксируя его в замке. Инспектор дорожной полиции видит лишь черную полосу наискосок на водителе, а вот укреплен ли он, ремень, в замке, практически трудно заметить.
Здесь возникает другой кардинальный вопрос, а нужны ли эти приспособления вообще?! На этот вопрос глава ОО «Ахилл» также ответил четко и однозначно: «да, обязательно!». По его словам, множество ДТП нередко завершаются тяжелыми травмами, как для самого водителя, так и для пассажиров, именно из-за пренебрежения ремнями безопасности во время езды.
Причем, по мнению Эдуарда Оганесяна, указанными ремнями должны пользоваться не только сам водитель и сидящий рядом пассажир (как это требуется у нас), но и те, кто расположились на заднем сидении. Но как заставить наших водителей-джигитов неукоснительно выполнять эти правила, неясно. В разгар кампании за пристегивание ремней безопасности нарушителей тотально штрафовали, но, в силу массовости нарушений, махнули рукой на это безнадежное дело.
Для справки: в январе-феврале текущего года в республике было зарегистрировано 122 нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (против 104 случаев аналогичного периода прошлого года), из коих со смертельным исходом – 25 случаев (22 случая). Таковы итоги двух месяцев, а десять еще впереди…
Сколько травм и смертельных исходов можно было предотвратить, если бы использовались ремни безопасности, можно лишь гадать. По словам Оганесяна, дорожная полиция хранит под замком информацию о дорожно-транспортных происшествиях, и редко делится ею с возглавляемой им общественной организацией.
Особый вопрос связан с использованием сотовых телефонов – всеми водителями, или устройств дальней радиосвязи таксистами. Во время езды запрещено водителю пользоваться этими устройствами, так как он, естественно, в этот данный момент теряет бдительность. Что, в свою очередь, чревато последствиями…
Особенно тревожно, когда телефонным разговором злоупотребляет водитель общественного транспорта. Но, никому нет дела до этого. Кстати, в ряде российских городов развертывается общественное движение против использования устройств радиосвязи водителями такси. Нелишне было бы перенять эти методы борьбы и нашим общественным организациям…
Альберт Хачатрян