Периодически публикуемая Национальной статистической службой Армении информация о производстве ряда товаров вызывает по меньшей мере удивление. Статистики тут не виноваты, они всего лишь суммируют и обобщают отчеты, полученные ими от предприятий промышленности. Излишне напоминать, что компании платят налоги в госбюджет, как раз исходя из этих показателей…
Февраль — один из тех месяцев, когда товарные ресурсы продукции отечественного растениеводства последовательно сокращаются, приближаясь к своему минимуму перед сбором нового урожая овощей и фруктов. Поэтому в этот «холодный» период года населением в основном потребляются продукты животноводства, в дополнение к хлебопродуктам и оскудевшим запасам овощей-фруктов.
Вначале подчеркнем, что продукция местного происхождения является лишь частью товарных ресурсов продуктов питания, и по ней нельзя судить об уровне их потребления населением страны. С населением тоже проблема. Публикуемые официальной статистикой данные о численности постоянного населения республики, вне сомнения, не отражают реальной картины.
Многие отсутствуют на родине свыше одного года, хотя и прописаны по своему адресу. Формально, по методологии, этих граждан нельзя причислять к постоянному населению, однако в нашей практике их отсутствие по месту прописки трудно зафиксировать. Ведь факт постоянного проживания подтверждается устными заявлениями родных отсутствующих граждан.
Этот фактор серьезно влияет на всевозможные расчеты, в том числе показателя среднедушевого потребления товаров, или же их ресурсов на душу населения республики. Понятно, если граждан меньше официальных данных, то фактический среднедушевой показатель будет больше расчетного. Поэтому, рассматривая эти данные, надо их чисто визуально скорректировать в сторону повышения. Но, полученные показатели настолько малы, что даже с этим условием представляют собой ничтожную величину.
Итак, объем производства мяса в среднем на душу населения в феврале составил… 762 грамма. Отметим, что статистикой объем производства мяса, как и молока, приведен без той его части, которая потребляется самими хозяйствами. Так что этот показатель в реальности несколько больше — на величину внутрихозяйственного потребления. Итак, в расчете на стандартную семью из четырех человек в феврале было произведено мяса менее 3,1 килограммов.
Молока, в среднем на душу населения, в том же месяце было произведено более 7,5 литров, а на ту же стандартную семью – почти 30,2 литров. То есть наши фермерские хозяйства, совместно с сельскохозяйственными предприятиями, обеспечили среднюю семью 1 литром молока на день. Естественно, это молоко попадает на стол наших граждан, помимо своего первозданного вида, также в виде сыров, сметаны и прочих продуктов переработки этого сырья.
Масла сливочного у нас производится чисто символическое количество. К примеру, в феврале объем его производства составил 30,5 тонн, или же в среднем на душу населения… 9 граммов! В этом нет ничего удивительного, и в благодатные для отрасли советские времена годовой объем масла сливочного в среднем составлял порядка полутора сотен тонн в год. Ресурсов молока у нас всегда не хватало, поэтому в большей своей части они расходовались в сыроделии.
Упомянутых сыров в феврале был произведен внушительный, по сравнению с маслом сливочным, объем – 980,2 тонны. В среднем на душу населения это составило чуточку меньше 0,3 килограммов, а на стандартную семью – почти 1,2 килограмма. Что касается других молокопродуктов, то показатели по ним для месяца довольно скромные…
Водка местного производства, своего рода «народный бренд», доступна по стоимости широким массам потребителей. Так, в феврале текущего года средняя розничная цена такой водки в Ереване составляла 1169,0 драмов за 0,7 литра. Тот же крепкий спиртной напиток, но уже под маркой «Nemiroff», стоил заметно дороже – 1954,2 драмов за 0,5 литровую бутылку.
То есть, при меньшем литраже стоимость для покупателя импортной водки все же была выше. Если пересчитать цену для емкости в 0,7 литра, то последняя подскочит аж до 2735,9 драмов. Розничная цена другого импортного продукта, «Хортица», так же заметно выше стоимости «средней» отечественной водки – 2173,5 драмов за 0,7 литра.
Коньяк, естественно, намного дороже тривиальной водки. Самый «простейший» из них, трехзвездочный (то есть с выдержкой в три года), стоит почти 4,0 тыс. драмов за 0,5 литра, а вот марочный «Отборный» — все 10,6 тыс. драмов за ту же пол-литровую бутылку.
Итак, для потребителей с тощим кошельком, из числа любителей заложить за воротник, самый доступный вариант – водка местного производства.
Как известно, после докатившейся до Армении волны глобального кризиса, который усугубился двузначной инфляцией, бедность в стране возросла. Казалось бы, спрос должен был перекинуться на сравнительно дешевую водку. Однако в реальности, до последнего времени, продолжалась тенденция вытеснения с рынка отечественного «дешевого» продукта более дорогостоящей импортной водкой. В начале же текущего года ситуация кардинально изменилась.
Так, в январе-феврале текущего года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, отметился небывалый рост объема производства водки – почти в 1,8 раза. На основании всего лишь двух месяцев трудно сделать выводы о ближайшей перспективе отрасли, но все же такой скачок в производстве достоин внимания.
Водка, конечно, не тот товар, за рост производства, а тем более потребления которого надо бороться. Но, все же, лучше выбирать меньшее из зол. Если взять, и искоренить у нас этот рассадник злоупотребления зеленым змием, то высвободившуюся нишу на рынке оперативно заполнит самогон, а также дешевые напитки из ближнего и дальнего зарубежья.
В феврале, в расчете на душу населения, объем промышленного выпуска водки составил 0,193 литра, или в расчете на стандартную семью – 0,771 литра. То есть одна бутылка емкостью в 0,7 литра в месяц для семьи…
Как видно из графика, по данному показателю коньяк в кратном размере опережает водку, с почти половиной литра (0,459 литра) на душу населения страны в феврале. Но, все становится ясным, если учесть, что львиная доля производимого в Армении этого благородного спиртного напитка экспортируется.
Так, по данным за прошлый год, из общего объема производства коньяка 88,0% было вывезено в другие страны. Так что вышеуказанный среднедушевой показатель нужно скорректировать в сторону уменьшения, с учетом этого обстоятельства. Тогда пол-литра коньяка сокращаются до 55 миллилитров на душу населения. Импорт же коньяка чисто символический, и в прошлом году составил лишь 3,0% от общих товарных ресурсов местного рынка.
По водке же ситуация с точностью наоборот. Например, в прошлом году 42,5% ее товарных ресурсов на местном рынке было обеспечено импортом. То есть почти половина предлагаемой нашим покупателям водки была, так сказать, заморской.
Значительная часть производимого в республике и экспортируемого в другие страны коньяка является продукцией Ереванского коньячного завода, давно уже находящегося в собственности у французской фирмы «Pernod Ricard». К слову, завод обладает примерно 60% всех запасов коньячных спиртов в Армении. Но, в контексте данной статьи, интересен другой момент.
Как можно предположить, отчеты предприятий с иностранным капиталом отличаются большей достоверностью, чем аналогичных объектов отечественного бизнеса. Далее, учтем, что технология производства коньяка намного сложнее, и требует несравнимо большего времени, чем водки. Предельно ясно, что масштабно выпускать «левый» коньяк надлежащего качества сложнее, чем просто разбавлять спирт водой. Поэтому контроль над производством коньяка легче, чем по скороспелому зелью.
Так что не исключается, что объем производства водки в Армении может быть больше декларируемого отечественными производителями. Тем более, что традиции гонять «левую» водку имеют давние корни. Добавим к сказанному, что точно такие же сомнения возникают и по линии производства мясопродуктов и молокопродуктов…
Альберт Хачатрян