В знаменитом романе Джорджа Оруэлла «1984» имеется эпизод, прямо относящийся к теме данной статьи. Радио красочно вещает о грандиозных успехах в производстве товаров, в то время как у слушателя, рядового обывателя, нет тривиального лезвия для бритья. Подобное хорошо знакомо гражданам старшего возраста: официальная пропаганда в стране Советов упорно твердила об успехах в экономике, в то время как многие товары были в дефиците.
Дефицита ныне нет, во всяком случае, по тем товарам, которые десятилетия назад фигурировали в этом статусе. Но какой ценой была ликвидирована нехватка товаров? Лишь по единичным товарам сию благородную функцию выполнила местная промышленность. В отношении других дефицит был устранен импортом.
Речь идет не о тех товарах, которые мы вынуждены импортировать, а о тех, которые можно было бы производить в нужном объеме в нашей стране. Но, вместо этого, мы их импортируем, причем в немалом объеме. К тому же неутешительная картина во внешнеторговом обороте усугубляется малым объемом нашего экспорта.
В январе-феврале текущего год вновь зафиксированы вроде бы неплохие показатели во внешней торговле. В то время как объем импорта возрос на 11,4%, экспорт увеличился на 12,3%. Разница в динамике, правда, незначительная, всего лишь 0,9 процентных пункта, но все же наличествует.
Однако здесь мы сталкиваемся с одним экономическим нюансом: содержание процента, в зависимости от уровня базового показателя, может резко различаться. И в данном случае мы имеем дело как раз с далеко не одинаковыми величинами базовых показателей. Так, в январе-феврале прошлого года импорт по объему в 3,1 раза превышал экспорт, то есть во столько же раз опережал и по стоимостному содержанию каждого процента.
Рассматривая динамику какого-либо показателя, желательно выбрать оптимальный период для сравнений. Для того, чтобы понять, каких успехов мы достигли в экспорте, сравним показатели января-февраля текущего года, скажем, с аналогичным периодом 2007 года.
Так вот, за пять лет, в разрезе двух месяцев, объем экспорта возрос на $49,9 млн., или же на 36,9%. Отметим, что в данном случае содержание процента равно $1,35 млн. В этом же периоде объем импорта увеличился на $175,6 млн., или же на 42,1%. При этом содержание процента импорта было в кратных размерах выше, чем по экспорту – почти $4,2 млн. Как видим, импорт значительно опережал экспорт как по абсолютному росту объема, так и относительному, выраженному в процентах.
В итоге сальдо, составляющее в январе-феврале базового года $282,2 млн., в аналогичных месяцах текущего года достигло $407,9 млн. То есть приблизилось к отметке в полмиллиарда зелененьких! Напомним, что это результат всего лишь двух месяцев. Каким будет отрицательное сальдо к концу года, можно лишь гадать…
Итак, за пять лет внешнеторговый баланс января-февраля ухудшился. Дело в том, что по ряду товаров и товарных групп объем вывоза, вместо ожидаемого по логике роста, сократился. Так, по текстилю спад в экспорте составил почти $3,4 млн., по группе «пластмассы и изделия из них, каучук и резиновые изделия» — более $2,9 млн., приборам и аппаратам – $4,1 млн.
Рекорд же по снижению объема экспорта установила товарная группа «драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы, изделия из них» — спад на $7,1 млн. Напомним, что данная группа в основном представлена алмазами, собственностью иностранных компаний, которые, пройдя огранку в нашей стране, были отправлены обратно заказчику.
В свое время эти операции (именуемые «толлинг») довольно широко практиковались в нашей стране, и алмазогранильная отрасль процветала. Примерно с середины нынешнего десятилетия, после резкого снижения курса доллара США в Армении, иностранцы отчасти потеряли интерес к заказам на огранку природных алмазов в нашей стране. Добавим, что несмотря на попытки нарастить объем таких сделок, в частности, путем переговоров с российской стороной, восстановить прежние объемы пока что не удается.
О том, что наш экспорт не диверсифицирован, говорилось часто. Но все же приведем кое-какие данные, показывающие, что ситуация, в разрезе января-февраля, даже изменилась в худшую сторону. Так, в общем объеме экспорта доля минеральных продуктов (то есть сырья) увеличилась на 19,4 процентных пункта, составив в отчетном периоде 28,0%. То есть свыше четверти экспорта приходится лишь на одну товарную группу из двадцати.
Годы подряд говорится о необходимости диверсификации, наращивания экспорта и сокращения отрицательного сальдо во внешнеторговом обороте. Однако, вместо позитива, наблюдается явный негатив. В самую пору вспомнить Оруэлла, с его классическим примером оболванивания обывателей…
Альберт Хачатрян