Самые резонансные политические события 2011 года в Армении по версии агентства «Новости-Армения»

Самые резонансные политические события 2011 года в Армении по версии агентства «Новости-Армения»

1. ГРОМКИЕ ОТСТАВКИ

Минувший год ознаменовался самыми серьезными за последнее время отставками высокопоставленных должностных лиц. Специалисты связывают радикальные, по своей сути, кадровые перестановки в первую очередь с предстоящими в 2012 году парламентскими выборами, требующими мобилизации сил и оптимизации проводимых в предвыборный период работ.

Первым 9 сентября ушел руководитель президентской администрации Карен Карапетян. В октябре и ноябре последовали новые сенсационные отставки. По разным причинам свои посты покинули мэр Еревана Карен Карапетян (полный тезка руководителя президентской администрации), начальник Полиции Алик Саркисян, глава парламента Овик Абрамян, первый заместитель руководителя администрации президента Микаел Минасян. Отставки стали самыми обсуждаемыми в обществе событиями 2011 года и внесли оживление в уже «затухающую» политическую жизнь страны.

Политическая судьба отставников сложилась по-разному: ереванский градоначальник стал вице-президентом «Газпромбанка», бывший начальник полиции — советником президента, спикер парламента возглавил предвыборный штаб правящей Республиканской партии Армении, а замглавы президентской администрации стал его  помощником.

Достаточно эффективно, по мнению некоторых экспертов, решился вопрос оставшихся вакантными должностей. В частности, администрацию президента возглавил Виген Саркисян, долгое время работавший в аппарате главы государства. Мэром Еревана избран Тарон Маркарян, проявивший себя в должности главы администрации ереванского района Аван, начальником полиции стал Владимир Гаспарян, который возглавлял Военную полицию, а до своего назначения был замминистра обороны.

2. ЕВРОИНТЕГРАЦИЯ

Одной из важных направлений внешней политики Армении в 2011 году стала активизация евроинтеграционных процессов. Армения и ЕС вели эффективные переговоры по Соглашению об ассоциации. В октябре между сторонами была подписана декларация «Партнерство для мобильности», нацеленная на решение вопросов, связанных с управлением миграционных потоков, борьбой с незаконной миграцией и регулированием законного въезда граждан Армении на территорию ЕС. Ключевым событием в этом контексте стало принятое 19 декабря решение Совета ЕС о старте переговоров по соглашению об упрощении визового режима.

О реальном прогрессе, достигнутом в отношениях между Арменией и Евросоюзом заявила также Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон. Она сказала, что Европейский союз готов содействовать Армении в достижении экономического прогресса, чему может во многом поспособствовать подписание соглашения «О глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли», процесс переговоров вокруг которого вступит в ближайшее время в новый этап.

3. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ

Власти и внепарламентская оппозиция Армении после почти трехлетнего противостояния, нашли пути разрядки политической напряженности посредством начавшегося 18 июля диалога между специально сформированными рабочими группами. Начавшиеся консультации, которые оппозиция называла переговорами, хотя и не могли привести к кардинальным изменениям, тем не менее, снизили градус общественного накала.

Оппозиция выдвинула требования о проведении досрочных выборов. Возглавляемый первым президентом Армении Левоном Тер-Петросяном Армянский национальный конгресс, который участвовал в диалоге с властями, добивается внеочередных выборов с февраля 2008 года, после президентских выборов, результаты которых не признает. Коалиционные силы, в свою очередь, заявляли, что в ходе встреч можно обсуждать любые вопросы.

Диалог, длившийся несколько раундов, провалился после инцидента 9 августа, когда в ходе произошедшей в центре Еревана между активистами АНК и сотрудниками полиции стычки было задержано семеро оппозиционеров. Из них троих арестовали сроком на два месяца, а остальных освободили из зала суда. В отношении арестованных было возбуждено уголовное дело по статьям «Хулиганство» и «Применение насильственных действий в отношении представителя власти» УК Армении.

Позже Апелляционный суд освободил двоих из трех арестованных, оставив под стражей лишь Тиграна Аракеляна. Оппозиция требовала незамедлительного освобождения последнего, однако представители коалиции заявляли, что не могут оказывать давление на органы правопорядка. Тем не менее, по мнению экспертов, срыв диалога был выгоден именно Армянскому национальному конгрессу, который уйдя с улиц, чувствовал некоторый отток протестного электората.

4. НОВЫЕ ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ

Несмотря на то, армянская внепарламентская оппозиция, возглавляемая первым президентом Армении Левоном Тер-Петросяном, не смогла добиться своей главной декларируемой цели — проведения хотя бы внеочередных парламентских выборов, тем не менее ее сторонники считают прошедший год не слишком провальным. Именно в этом году оппозиция вернулась на ереванскую Площадь Свободы, которая была закрыта для акций протеста после массовых беспорядков в Ереване 1 марта 2008 года. Сторонники Тер-Петросяна назвали это возвращение «освобождением» Площади.

Именно там АНК в конце сентября опробовал такой не применяемый последние три года метод политической борьбы, как круглосуточные акции протеста, продлившиеся неделю. Сам Тер-Петросян назвал эту акцию самым значимым этапом борьбы, однако через неделю попросил митингующих разойтись. По мнению экспертов, принятое 30 сентября решение о проведении недельной круглосуточной акции укладывается в рамки начатой АНК предвыборной кампании. Некоторые специалисты также считают, что у внесистемной оппозиции нет достаточных ресурсов для более долгосрочных акций.

5. ПУБЛИЧНАЯ ГОЛОДОВКА ЛИДЕРА ПАРТИИ

Одной из самых обсуждаемых тем 2011 года стала голодовка, объявленная лидером представленной в парламенте оппозиционной партии «Наследие», первым главой МИД Армении Раффи Ованнисяном. Он объявил о своем намерении начать голодовку 15 марта, выступая на внеочередном съезде партии.  Такое решение Ованнисяна было неожиданностью для всех, включая его близких и однопартийцев. Поступок лидера «Наследия» по-разному толковался в провластных и оппозиционных кругах.

В частности, глава Центра социологических исследований «Социометр», социолог Агарон Адибекян отмечал, что голодовка Ованнисяна является ничем иным, как способом привлечения оппозиционного электората, то есть – PR –ходом, а оппозиционная парламентская фракция Дашнакцутюн охарактеризовал голодовку лидера «Наследия» как проявление сильной воли. Зампредседателя правящей Республиканской партии Армении, глава парламентской фракции РПА Галуст Саакян назвал акцию необоснованной.

Странными были оценки радикальной оппозиции, которая посчитала, что Ованнисян пытается привлечь к себе их электорат. Лидер оппозиционного АНК, первый президент Армении Левон Тер-Петросян также не поддержал поступок депутата и даже не подошел к нему, находясь на Площади Свободы.

Сам Ованнисян представил «список ожиданий», опубликованных по итогам внеочередного съезда партии «Наследие». В него были включены 15 пунктов-требований, в частности: власть народу; нет — партийной власти; народ – хозяин страны; свободный гражданин, безопасное государство; достойное будущее армянской молодежи; работа – народу; нет – несправедливости, бедности и миграции; конец властвующей коррупции и др. Лидер партии все 15 дней акции провел на Площади Свободы.

6. КАРАБАХСКОЕ УРЕГУЛИРОВАНИИ И КАЗАНСКИЙ САММИТ

Особенностью 2011 года в контексте карабахского урегулирования стали реальные ожидания ощутимого прогресса в рамках посреднической миссии президента РФ Дмитрия Медведева.
Начиная с 2008 года состоялись девять трехсторонних встреч президентов РФ, Армении и Азербайджана (в 2011 году прошли две встречи), однако кульминационным, на взгляд некоторых экспертов, должен был стать Казанский саммит, прошедший 24 июня. Надежды на «казанский прорыв» были не только у России, но и двух других посредников — США и Франция. Усилия стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ были сконцентрированы на том, чтобы убедить стороны завершить в столице Татарстана работу над проектом основных принципов урегулирования.

Однако этим надеждам не суждено было сбыться. Саммит завершился без достижения договоренностей об основных принципах, но стороны констатировали прогресс на пути к этой цели. Ереван обвинил в срыве саммита азербайджанскую сторону. Тем не менее, Россия не прекратила усилия, направленные на решение проблемы.

Уже в июле в регион прибыл министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, который передал президентам Армении и Азербайджана Сержу Саргсяну и Ильхаму Алиеву предложения главы российского государства по урегулированию конфликта.

Пока переговорный процесс остается в статичном состоянии. Но на состоявшейся 6 декабря в Вильнюсе встрече стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ и глав МИД Армении и Азербайджана было принято заявление, в котором говорится, что президенты Армении и Азербайджана готовы в ближайшее время вновь встретиться для проведения переговоров по урегулированию. Руководители делегаций вновь подтвердили, что не существует военного решения нагорно-карабахского конфликта.

По мнению специалистов, ждать существенных подвижек в карабахском урегулировании в ближайшие два года бессмысленно с учетом предвыборных процессов как в самих странах зоны конфликта, так и в государствах, осуществляющих посредническую миссию.

7. ВОЕННЫЙ ПАРАД

Прошедший 21 сентября военный парад, приуроченный к 20-летию независимости Армении, стал одним из самых зрелищных событий года и вызвал огромный резонанс как в самой Армении, так и за ее пределами.

Эта была беспрецедентная демонстрация военной мощи Армении с участием четырех тысяч человек и 300 единиц военной техники. В частности, на параде были продемонстрированы такие мощные виды вооружений, как тактические ракетные комплексы "Точка-У", системы залпового огня "Смерч", оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 "Эльбрус" (по классификации НАТО SS-1c Scud B), тяжелые артиллерийские установки, современные самоходные гаубицы, противотанковые ракетные комплексы, тяжелая бронетехника, системы ПВО.
Были показаны беспилотники армянского производства "Крунк" (Журавль), а также легендарные зенитно-ракетные системы среднего радиуса действия С-300ПТ.

Парад стал своеобразным ответом на непрекращающиеся угрозы и воинственные заявления азербайджанской стороны. Примечательно, что за несколько дней до этого мероприятия силы ПВО Нагорно-Карабахской Республики сбили над воздушным пространством Карабаха азербайджанский беспилотник.

8. АМНИСТИЯ

Немаловажным событием, оказавшим серьезное влияние на общественную и политическую жизнь страны, стала амнистия, объявленная 26 мая Национальным Собранием по предложению главы государства в связи с 20-летием независимости Армении. В результате амнистии из уголовно-исполнительных учреждений были освобождены 590 заключенных, а приговор в отношении 424-ех осужденных был смягчен.

В число освобожденных по амнистии вошли также представители армянской оппозиции, в частности, экс-депутат парламента Армении Сасун Микаелян и главный редактор газеты "Айкакан жаманак" ("Армянское время") Никол Пашинян, осужденные по делу о мартовских беспорядках 2008 года. Фактически, амнистия закрыла тему так называемых «политических заключенных». Сами власти их таковыми не считали

9. ВСТРЕЧА ДУХОВНЫХ ЛИДЕРОВ РЕГИОНА

Председатель Духовного управления мусульман Кавказа Шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде в конце ноября впервые в постсоветской истории посетил Ереван для участия в двухдневном заседании президиума Межрелигиозного совета стран СНГ. В рамках исторического визита состоялась трехсторонняя встреча с участием Пашазаде, Католикоса Всех Армян Гарегина Второго и Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.

По итогам встречи была принята декларация, в которой говорится о необходимости мирного урегулирования карабахского конфликта. Духовные лидеры трех стран также подчеркнули необходимость «поддержания режима неприменения силы» и призвали руководителей двух стран отвести от передовой линии снайперов «с тем, чтобы не проливалась кровь людей на линии разделения, и чтобы не было больше смертей».

В ходе встречи с президентом Армении Сержем Саргсяном Пашазаде заявил, что духовные лидеры Армении и Азербайджана готовы содействовать лидерам двух стран в процессе урегулирования карабахского конфликта. Он отметил также, что в своих беседах с президентом Азербайджана неоднократно отмечал, что война не может стать решением вопроса.

10. ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Многие эксперты считают, что 2011 год был одним из переломных в деле формирования в Армении гражданского общества, способного оказывать влияние на людей, принимающих решение. Уникальность ситуации заключается в том, что акции организаций гражданского обществе, проводимые без привязки к политике, были более эффективными, чем политические акции протеста.

Мощным катализатором повышения гражданского сознания являются социальные сети, в которых озвучиваются проблемы и посредством которых ведется поиск их решений.
Среди многочисленных вопросов, решением которых занялись не власти, а именно представители гражданского общества, можно упомянуть самые резонансные: прекращение реставрационных работ в средневековом монастырском комплексе Гандзасар в Карабахе и пресечение строительства ГЭС на водопаде Трчкан.

Реконструкция стены, окружающей Гандзасарский монастырь, была инициирована российским предпринимателем армянского происхождения Левоном Айрапетяном и проводилась на его личные средства. Облицовка ограды плитами из травертина осуществляется с использованием материалов, добываемых на той же каменоломне, откуда в XIII веке вывозили камни для строительства монастыря.

Инициаторы реконструкции заявляли, что работы проводятся с целью укрепления разрушающейся стены. Однако группа архитекторов и ряд общественных организаций подняли волну протеста, выступая против нарушения архитектурного облика монастыря. В результате, реставрационные работы были приостановлены.

Та же участь постигла и гидроэлектростанцию, которую планировалось построить на водопаде Трчкан, находящемся на границе Ширакской и Лорийской областей (север Армении). За гидрологический природный памятник заступились экологические организации. Им удалось отстоять водопад, на который был распространен режим особо охраняемой территории.
По мнению экспертов, именно гражданское общество (а не политические силы, преследующие узкопартийные интересы) может взять на себя функции надзора над деятельностью властей.

Источник: АМИ «Новости-Армения»

Отправить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.