Жизнь наша такая, что мы сами создаем себе проблемы. А потом, когда уже поздно, начинаем героически бороться с ними. Вся история человечества полна такими примерами. Из сравнительно недавнего прошлого можно вспомнить знаменитый ДДТ (дихлордифенил-трихлорэтан), которым когда-то обильно опрыскивали поля, а теперь ломаем голову, как избавиться от накопившихся в мировой биосфере 280 тыс. тонн этого инсектицида.
Ныне имеется проблема, о которой наши боевые экологи, предпочитающие более «крупные» объекты для борьбы (наподобие Тегутского месторождения), пока что особо не распространяются. Речь идет о безобидных, на первый взгляд, батарейках.
В бытовой электронной аппаратуре используются гальванические элементы, аккумуляторы и батареи. Они делятся на марганцево-цинковые элементы (1,5 В), воздушно-цинковые элементы (1,4 В), никель-кадмиевые и никель-металлогидридные аккумуляторы (1,2 В) и серебряно-цинковые аккумуляторы (1,55 В).
Наиболее распространены цилиндрические элементы питания, которые широко используются в переносных радиоприемниках, магнитофонах и плеерах, дистанционных пультах управления теле и радиоаппаратурой, а также во многих других устройствах. Они разовые, и после использования просто-напросто выбрасываются. В наших условиях — в ближайший мусорный бак.
По точно таким же параметрам и вольтажу имеются цилиндрические аккумуляторы, для многоразового использования. К ним за последнее десятилетие прибавились элементы питания мобильных телефонов, количество которых исчисляется сотнями тысяч. Срок эксплуатации аккумуляторов намного выше, чем у батареек, но все же не вечный.
Так что путь аккумуляторов также завершается, образно говоря, в том же мусорном баке, после чего они с батарейками переправляются на мусорные свалки. Все это у нас воспринимается нормальным, в порядке вещей. Однако во многих странах имеется иной, более цивилизованный подход к утилизации элементов питания. Но вначале выясним, сколько в этих мусорных баках накапливается конкретно мусора?
Судя по официальным данным, в год бытовых твердых отходов перемещается порядка полутора сотен миллионов кубических метров. Обратим внимание, что исчисляется количество «перемещенного» мусора, поэтому нелишне учесть два фактора, влияющих на этот показатель.
Примем во внимание то достойное сожаление обстоятельство, что работники определенных сфер деятельности склонны к некоторым преувеличениям. Если от этих преувеличений зависит их доход. Другой же фактор связан с тем, что, опять же к сожалению, по различным причинам бытовой мусор нередко выбрасывается в места не столь отдаленные, откуда потом явно не перемещается в места, для него предусмотренные.
Итак, в прошлом году было перемещено свыше 1528 тыс. кубических метров твердых отходов, то есть бытового и производственного мусора. При этом за три года объем перемещенного мусора возрос на 79 тыс. кубических метров, или же на 5,5%. Хотя в Ереване проживает немногим более одной трети населения республики, доля столицы в общем объеме перемещенных твердых отходов неадекватно высока — 56,8%, при абсолютном объеме в 868 тысяч кубометров.
Сколько выбрасывается тех же батареек, неясно. Статистика жилищного хозяйства об этом молчит, так как учета не ведется. А учета не ведется потому, что эти самые батарейки выбрасываются с другими «твердыми отходами».
Напомним, что в Армении из элементов питания производятся только автомобильные аккумуляторы (в определенном количестве), остальное приходится завозить. В статистике внешней торговли, в разделе импорта, батарейки затеряны в различных товарных группах, и отдельно не представлены. Так что на практике невозможно узнать, сколько составляет импорт этих изделий в Армению. Но примерное количество выбрасываемых населением батареек все же можно определить.
Исследования в других странах показали, что в среднем каждая семья выбрасывает за год от 0,1 килограмма до 1 килограмма использованных батареек. В Ереване, крупнейшем потребителе этих изделий, насчитывается порядка 300 тыс. семей. Исходя из этого, получается, что только по линии семей (то есть без учреждений и организаций) годовое количество выбрасываемых батареек составляет в столице от 30 тонн до 300 тонн.
Некорректно, конечно, сравнивать показатели в разных единицах измерения (тонны и кубометры), но даже невооруженным глазом видна огромная пропасть между общим показателем перемещенных твердых отходов и тоннажем батареек. Казалось бы, причин для беспокойства нет.
Совершим небольшой вояж в ретроспективу. Когда-то, в советский период времени, организовывались разовые мероприятия по сбору металлолома, от населения принималась макулатура — в обмен на талоны для покупки художественной литературы. Но, говорить об организованном сборе различных материалов (того же металлолома, бумаги, и других) было бы явным преувеличением.
В развитых странах мусор сортируется по следующей схеме: обычный бытовой мусор, бумага, стекло, металлические изделия, а также пластмасса. Пластиковые бутылки в отдельных странах принимаются (причем за плату) в супермаркетах, для чего в торговом зале установлены специальные аппараты.
В тех же супермаркетах принимаются отработанные батарейки, но уже без оплаты. И в самом деле, утилизация этих изделий стоит дороже, чем польза от их содержимого: на современном этапе нерентабельно выуживать из батарейки металлы и прочие ингредиенты для последующего использования в производстве.
Между тем батарейки содержат такие небезопасные и довольно ядовитые металлы, как свинец, цинк, марганец, кадмий и ртуть, а также другие, сильно токсичные элементы, обладающие неприятной способностью накапливаться в живых организмах. Не следует обманываться малыми размерами батареек. Отметим, что самая обычная батарейка разлагается примерно за десять лет, и за это время она может загрязнить 20 квадратных метров земли!
Учитывая, сколько тысяч батареек приходится на тонну, можно себе представить масштабы загрязнения. Гальванические элементы, естественно, выбрасываются на свалках вперемешку с мусором, и там их концентрация резко возрастает. Помимо всего прочего, имеется потенциальная опасность проникновения ядовитых отходов в грунтовые воды. С мусорными свалками у нас вообще масса проблем, поэтому про неприметные на этом фоне батарейки никто и не вспоминает. Видимо, время для «смертельной» борьбы еще не настало…
Альберт Хачатрян