В ближайшее воскресенье в Южной Осетии пройдет второй, решающий тур выборов президента. Ситуация в этой бывшей небольшой автономии на территории СССР, а ныне признанной независимым государством Россией и рядом других стран, отличается накалом внутриполитической борьбы. Сюрпризом для местных властей и Кремля стал успех бывшего министра образования ЮО Аллы Джиоевой, которая даже по официальным данным контролируемого действующим президентом Эдуардом Кокойты Центризбиркома, набрала равное количество голосов с официальным преемником последнего Анатолием Бибиловым, одержав внушительную победу в столице Южной Осетии – Цхинвале.
Как заявил в беседе с корреспондентом NEWS.am заместитель директора Института Кавказа, политолог Сергей Минасян, это не первый случай, когда в непризнанном или частично признанном государстве на постсоветском пространстве гражданское общество оказывается намного более развитым и зрелым, чем во многих странах, признанных международным сообществом. «Несмотря на сильное использование административного ресурса и давление Москвы, результаты первого тура выборов оказались неожиданными. Однако это не первый подобный случай. Достаточно вспомнить события в Абхазии, когда в результате острого противостояния президентом был избран ныне уже покойный Багапш. Это говорит о том, что в непризнанных или частично признанных государствах уровень демократизации, уровень развития гражданского общества во много раз выше, чем в ряде признанных стран региона, в частности в Азербайджане, Грузии и России», — отметил Минасян.
В свою очередь, российский политолог, депутат Государственной думы от правящей партии «Единая Россия» Сергей Марков в беседе с корреспондентом NEWS.am выразил уверенность, что Москва «примет» любого кандидата, который одержит победу во втором туре президентских выборов в Южной Осетии. По его словам, нынешняя ситуация, когда по итогам первого тура кандидат, условно объявленный «наследником» действующего президента, и кандидат, выступающий с оппозиционных позиций, идут практически вровень, говорит о демократичности ситуации в стране. «Конкуренция лишь выявит лидера, которого поддерживает народ. В президентских выборах в Южной Осетии не участвуют явно неприемлемые для Кремля кандидаты, и кто бы ни возглавил государство, с ним будет вестись тесный диалог, будем развивать сотрудничество. Тем более, что все кандидаты выступают за еще большее сближение с Москвой вплоть до объединения с Россией, чего Кремль не может себе позволить в силу ряда геополитических причин», — сказал Марков.
Между тем, председатель постоянной Комиссии по внешним отношениям парламента Нагорно-Карабахской Республики Ваграм Атанесян считает, что нет ничего из ряда вон выходящего в необходимости проведения второго тура выборов главы государства в Южной Осетии. «Я бы не сказал, что здесь стоит вопрос — оставаться или не оставаться под влиянием России. По моим впечатлениям, признание Южной Осетии развивает политическую конкуренцию в этой стране. Кандидаты, участвующие во втором туре президентских выборов, являются экс-членами команды действующего президента Кокойты. Случайных претендентов нет. Конечно, между кандидатами могут быть некоторые проблемы личного характера, однако международное признание Южной Осетии и отсутствие внешней угрозы в результате гарантий России сделали возможным развитие политической борьбы», — заявил Атанесян в беседе с корреспондентом NEWS.am.
Отметим, что, несмотря на некоторое отличие в позициях, многие эксперты и политические деятели в Армении и России сходятся на одном: каким бы ни был исход второго тура выборов президента Южной Осетии, он не может поставить под сомнение курс Цхинвала на отделение от Грузии, с возможным последующим присоединением к Северной Осетии в составе Российской Федерации. Ярким свидетельством тому стали результаты референдума, прошедшего одновременно с первым туром выборов: практически 90% его участников выступили за придание русскому языку статуса государственного. За это голосовали, как видим, и сторонники официального прокремлевского кандидата Бибилова, и критикующей Москву за поддержку коррумпированного режима в Южной Осетии Джиоевой.
Как бы то ни было, на взгляд политологов, политическая элита Южной Осетии может позволить себе такую роскошь, как открытое острое противостояние, только в условиях военных гарантий безопасности, предоставленных Россией. Между тем, в другом самоопределившемся государстве Закавказья – Нагорно-Карабахской Республике, ситуация несколько иная. Хотя Армения выступает гарантом безопасности НКР, в отличие от ситуации с Южной Осетией, Грузией и Россией, это не дает безоговорочных гарантий того, что продолжающий проводить милитаристскую политику Азербайджан не попытается развязать новую войну.
В то же время ряд экспертов подчеркивает, что смена власти в Южной Осетии назрела и перезрела, поскольку многолетняя тотально коррумпированная система власти, созданная уходящим президентом ЮО, уже вызывает просто аллергию у местного населения. Плюс ко всему, на взгляд аналитиков, хотя Москва и поддержала Бибилова, доведя дело до появления антироссийских настроений, вряд ли она открыто вмешается во внутриполитический конфликт в Южной Осетии, тем более, что у Кремля сейчас есть намного более серьезные проблемы, чем обеспечение воспроизводства режима Кокойты: в преддверии намеченных на 4 декабря выборов в Госдуму рейтинг путинской «Единой России» продолжает падать, несмотря на небывалое использование властями административного ресурса.
Подготовил Саркис Агаханян