Станут ли пасхальные яйца золотыми… для владельцев птицефабрик?

Приближается один из любимейших праздников жителей Армении — Пасха

С нетерпением ждут этого дня и коммерсанты… В предпраздничный период покупательский спрос на яйца возрастает на порядок, по сравнению с обычными днями, и дает возможность неплохо подзаработать на этом ажиотаже. Прецедентов этому множество. Достаточно вспомнить прошлогоднюю историю, когда в предновогодние дни яйца неожиданно стали дефицитом.

Неблаговидная история эта, связанная с Лусакертской племенной птицефабрикой, все еще раскручивается. Владелец оного предприятия намерен через суд обжаловать недавнее решение Комиссии по защите экономической конкуренции о наложении громадного для отечественного бизнеса штрафа в 100 млн. драмов (порядка $271 тыс.)

Рынок куриных яиц является для Армении своего рода уникальным. В условиях тотального давления импорта на прочих товарных рынках, на рынке яиц соперничество имеется лишь между отечественными производителями, в смысле птицефабриками.

В прошлом году, например, ресурсы яиц, составившие 720,6 млн. штук, практически полностью сформировались за счет местного производства, доля которого превысила планку в 99,4%.

Из шести крупнейших птицефабрик республики Комиссией включены в реестр, как доминирующие на рынке субъекты, Ереванская птицефабрика, и связанная с ней общим владельцем птицефабрика «Аракс», а также упомянутая выше «Лусакертская племенная птицефабрика». Совместно эти хозяйствующие  субъекты обеспечили в прошлом году свыше 55% товарного рынка.

Но, для небольшой по территории Армении, и без вычислений долей рынка ясно, что практически все наши «хозяйствующие субъекты» не прочь попользоваться ситуацией для дополнительного навара. И довольно удачно пользуются. Странное подорожание сыра местного производства, в условиях функционирования на рынке порядка 70 «хозяйствующих субъектов», доказало, что можно «злоупотреблять» и без доминирующего положения.

Профилактическая роль крупных штрафов однозначно очевидна. Но столь же однозначно очевидно то, что в конечном счете эти штрафы выплачивает потребитель. Ведь прибыль предприятия не манна небесная, а денежки тех же покупателей… Не вторгаясь в эту спорную тему, отметим лишь, что в принципе от штрафов обществу в целом больше вреда, чем пользы.

Ныне правительство вынужденно намечает действия по обузданию роста цен. Однако предельно ясно, что эти меры не смогут противостоять «ползучей» инфляции. Между тем имеются более эффективные способы, которые применяются в ряде развитых стран, которые не столь подвержены идеям либеральной экономической политики, как наше государство.

К примеру, применение норматива предельной рентабельности по ряду стратегических и социально значимых товаров. Сочетая этот метод с контролем над уровнем и обоснованностью себестоимости, которую  декларировала компания, можно добиться реальных результатов. Вот как раз по яйцам и можно опробовать этот метод. Благо «хозяйствующих субъектов» на рынке можно по пальцам пересчитать…

Альберт Хачатрян

Источник: Информационно-аналитическое агентство News.am

Отправить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.