Во время Геноцида 1915 года десятки тысяч армян, женщин и детей, были похищены, насильственно обращены в ислам и выданы замуж. Многие турки сегодня обнаруживают, что один из их предков был армянкой. Об этом пишет французская журналистка, специалист по иностранной политике Ариана Бонзон во французском интернет-журнале «Slate.fr».
Существование этих «скрытых армян» – государственная тайна. Упоминать о ней — значит подрывать национальный миф «о турецкой и мусульманской идентичности», основу Турецкой Республики. В первый раз, когда я услышала о «криптоармянах», я не поверила этому.
Это было в начале 2000-ых гг. – Месроп II Мутафян, патриарх турецких армян, принимал в своей резиденции в Стамбуле. Его Блаженство рассказало о своих путешествиях по Анатолии. Он рассказал о своем визите в село «Джибинли около Урфы, где бежавшие в 1915 году армяне бросали своих дочерей, подростков 12 — 14 лет».
По оценкам историка Ара Сарафяна, от 100 до 200 тысяч армянских женщин и детей избежали смерти или депортации в пустыню во время Геноцида 1915 года. Одних скрывали «праведные» турки, других похищали, удочеряли или выдавали замуж. Чтобы говорить об этих выживших, турки использовали леденящее выражение: «Остатки меча». Но в течение многих лет турецкие и армянские историки ничего не говорили об этих «криптоармянах».
Вскоре после моего разговора с Месропом II Мутафяном я встретилась с Грантом Динком, который возглавлял двуязычную турецко-армянскую газету «Акос». Я объяснила свой проект Гранту Динку – поехать в Анатолию, чтобы найти и снять исламизированных армян. Он не очень обнадежил. Он сказал, что будет очень трудно найти этих «криптоармян», которые абсолютно не хотят раскрывать себя. Они никогда не согласятся говорить перед камерой, опасаясь репрессий, предупредил он меня.
Встретившись с десятками отказов, я, наконец, смогла сделать свой репортаж в 2007 году. Впервые исламизированная армянская семья открыто говорила перед камерой. Как видно из этого видео, ничего не отличает этих «скрытых армян» от других крестьян: те же мешковатые штаны, такой же платок на волосах у женщин, те же продукты питания.
Они даже не говорят на армянском, едва по-турецки и особенно по-курдски. Они идут в мечеть, их дети учатся в школах Турецкой Республики, и их мертвые хоронятся на мусульманских кладбищах. Но их могилы иногда оскверняются, не говоря уже о сильной зависти по отношению к этой семье «неверных», которая богаче, чем другие.
В продолжение этой особой истории другие исламизированные армяне начали говорить. В публикации «Остатки меча» французский журналист Лоранс Риттер ведет расследование. Портреты и рассказы, которые она собрала, наконец, нарушают молчание, это «основное правило выживания», в котором скрытые армяне были замурованы.
Турки и армяне всегда противостоят друг другу по поводу количества жертв в 1915 году: 300 тысяч, по словам первых, и более миллиона, по словам последних. Нужно ли считать оставшихся в живых – предков этих криптоармян? И если да, то где – в какой категории?
«В категории мертвых», так как они нигде не включены в счет, предлагает турецкий социолог Айше Гюль Алтынай в послесловии книги «Маленькие дети». В категории пропавших без вести? Укрепляет ли насильственная исламизация тезис о геноциде? Или, наоборот, ослабляет? Это чувствительные вопросы, которые отчасти объясняют, почему эти семейные тайны стали государственной тайной.
Другой вопрос: сколько есть на 2012 год турок-мусульман, имеющих армянское происхождение, иногда даже не зная об этом? В Турции по меньшей мере 10 млн., по мнению ряда историков.
Один из сыновей скрытой армянской семьи, которую я сняла в 2007 году, больше не живет в деревне, он переехал в Стамбул. В условиях анонимности большого города решил «вновь обратиться» в христианство. Что невозможно или слишком рискованно для его семьи, оставшейся в сельской местности в Анатолии.
«Количество «повторных обращений» увеличилось», – подтверждает Луис Бакар, турецкий адвокат армянского происхождения, проживающий в Стамбуле. Он выступает за то, чтобы эти вновь обратившиеся в христианство армяне взяли армянские имена, сохранили свой язык, свою религию и открыто выражали свою идентичность в Турции.