Завершились оказавшиеся весьма не простыми выборы президента Республики Южная Осетия, состоялась инаугурация избранного президента Леонида Тибилова. Изменится ли внешнеполитический курс Южной Осетии, как будут строиться ее отношения с Российской Федерацией и каковы главные задачи внутреннего развития республики? На эти вопросы корреспонденту РИА Новости ответил Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Южная Осетия в РФ Дмитрий Медоев.
- Дмитрий Николаевич, произойдут ли изменения во внешнеполитическом курсе республики? И как вы оцениваете отношения с Россией, которые имеют давние исторические корни?
- Действительно, 8 апреля завершился несколько затянувшийся процесс выбора главы нашей страны. При этом хочу особо подчеркнуть - всенародно, при соблюдении всех демократических норм, путем обеспечения конституционных прав и гарантий граждан, президентом Южной Осетии избран Леонид Харитонович Тибилов, который уже вступил в должнсть. Мы обрели легитимного президента.
Что же касается отношений с Российской Федерацией, то абсолютно определенно могу сказать: внешнеполитический курс республики будет направлен на дальнейшее и всесторонее укрепление и расширение двусторонних осетино-российских отношений. Он будет строиться на уже имеющейся солидной правовой базе.
Народ Южной Осетии всегда будет признателен российскому руководству за признание нашей независимости, за мощную поддержку, которую мы тогда получили от рядовых граждан Российской Федерации, ведь Россия для нас – исторически и духовно близкая страна, она была и будет главным союзником и партнером. Кстати, и это важно, в прошлом году исполнилось 260 лет нашим отношениям!
- Очевидно, в ближайшее время произойдет обновление правительства республики. Каковы основные направления движения, «точки роста», на которых необходимо сосредоточить усилия, чтобы восстановить экономику Южной Осетии и дать реальный стимул для ее развития?
- Впереди очень много дел. Это и старые нерешенные проблемы, и те задачи, которые ставит время. Если не вдаваться в подробности, то тезисно я бы ответил так: возрождение югоосетинской экономики будет одной из наиважнеших задач нового правительства. Южная Осетия распологает необходимым потенциалом для развития. К сожаленю, 20 лет блокады и войн привели нашу экономику в плачевное состояние, а война августа 2008 года окончательно уничтожила остатки таковой.
Надо формировать основы рыночной экономики с учетом чрезвычайных условий: это последствия войны, сохранение внешних угроз и т.д., а также социокультурных и национально-географических особенностей страны. Поэтому в настоящее время, по моему глубокому убеждению, необходимо все силы и средства направить на создание новых предприятий по выпуску конкурентноспособных товаров. Это и рабочие места, это и налоги в бюджет. Тут нам не обойтись без инноваций, внедрения новых технологий.
Главное же – особые экономические отношения с Россией – нашим блжайшим соседом и стратегическим партнером.
- Вы могли бы назвать наиболее крупные совместные с Россией проекты?
- Как известно, энергетика — это основа любой экономики. При помощи России мы полностью ликвидировали энергетическую зависимость от соседней Грузии. Сегодня и газ и электроэнергия поступает в Южную Осетию из России, на основе соответствующих межправительственных соглашений.
Не побоюсь этого слова – это были грандиозные проекты, которые имеют не только экономическое, но и большое политическое значение для наших стран.
Существует ряд других перспективных проектов, которые, я уверен, также будут реализованы и послужат как повышению благосостоянию народа Южной Осетии, так и дальнейшему укреплению наших связей.
- В мировых СМИ активно обсуждается тема необходимости (и невозможности) возвращения на территорию Южной Осетии грузинских беженцев. Какова, по вашей оценке, их численность? И возможно ли, если да — то при каких условиях, их возвращение в РЮО?
- В последнее время тбилисский режим активно начал эксплуатацию этой темы. Однако общеизвестно, что задолго до вероломного нападения на Южную Осетию грузинские власти начали организовано вывозить все грузинское население своих анклавов, и к восьмому августу 2008 года там уже фактически никого не было.
Встает вопрос: могут ли эти граждане считаться беженцами? Уверен, нет. Скорее всего, их можно считать жертвами плана Саакашвили по захвату территории Южной Осетии и этнической чистке южных осетин, тем более, что подавляющее большинство мужского населения этих сел состояло на службе в различных вооруженных формированиях Грузии и принимало активное участие в войне против нас… Эти «беженцы» не проблема Южной Осетии, это проблема правящего грузинского режима — только он несет за них ответственность.
С другой стороны, хотел бы напомнить всем, особенно международным оргизациям, что в Южной Осетии дествительно стоит вопрос возвращения беженцев. С начала 90-х годов из Грузии и Южной Осетии было изгнано более 100 000 осетин, которые нашли приют в Северной Осетии. Многие из них до сих пор живут в общежитиях. Они возвращаются, но не особо охотно — им нужно где-то работать, нужны рабочие места, жилье, нужны компенсации, льготные кредиты и т.д. Вопрос: где эти самые представители СМИ, мировое сообщество, или же на Южную Осетию международное гуманитарное право не распространяется?
Но эта тема – уже из области двойной морали…
Источник: АМИ «Новости-Армения»