NEWS.am приводит статью Дэниела Маклафлина, опубликованную в «The Irish Times», со значительными сокращениями:
Стройное тело Роберта Багиряна застывает, и плечи выпрямляются, когда он говорит о том, что было раньше и что он готов сделать еще раз.
«Было очень тяжело во время войны. Весь город подвергался бомбардировкам, и люди жили в подвалах, но сейчас мы живем свободно и будем защищать это до последнего. Что бы это ни требовало».
Багирян был командиром танка в войне 1988–1994 гг., в которой его армянский народ в регионе Нагорного Карабаха отделился от Азербайджана и провозгласил независимость.
Спустя двадцать четыре года после начала, конфликт все еще не решен, не подписан мирный договор, мир до сих пор официально считает Нагорный Карабах частью Азербайджана, а армянские и азербайджанские солдаты регулярно перестреливаются на поражение вдоль напряженной и заминированной линии прекращения огня.
В то время как бряцание оружием вокруг Ирана подогревает страхи о беспорядках в регионе, карабахский конфликт будет обсуждаться в пятницу в Дублине (Ирландия), где пройдет конференции на высоком уровне о разрешения конфликтов. Ирландия в настоящее время является председателем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, у которой 56 стран-членов (ОБСЕ).
ОБСЕ выступает посредником в переговорах по прекращению конфликта, однако на тихих, обсаженных деревьями улицах Степанакерта, окруженного горами главного города Нагорного Карабаха, многие люди считают возобновление войны более вероятным, чем прочный мир.
«Азербайджанцы бомбили нас безжалостно, это было время страшного напряжения, и дети были травмированы, – говорит 50-летняя работница офиса Гаяне Данильян. – Мы не можем снова жить с азербайджанцами. Это невозможно. Все доверие было утрачено».
Нагорный Карабах и его спонсоры в Армении говорят, что голосование региональным собранием в 1988 году в пользу того, чтобы отделиться от Азербайджана, соответствовало либерализованным Михаилом Горбачевым советским законам; Азербайджан настаивает на том, что это была незаконная попытка изменить границы и уничтожить азербайджанскую территориальную целостность.
Армения обвиняет президента Азербайджана Ильхама Алиева в использовании воинственной риторики, чтобы получить поддержку для своего автократического режима. Он стал президентом в 2003 году после смерти своего отца, который стабилизировал Азербайджан, после того как события в Нагорном Карабахе привели к периоду политического хаоса.
Спор отравляет каждый аспект отношений между соседями: Армения отказалась участвовать в конкурсе «Евровидение» в следующем месяце в Баку, потому что Алиев недавно назвал армян злейшим врагом своей страны.
Азербайджан предлагает своему повстанческому региону максимальную степень автономии и хочет, чтобы армянские войска покинули районы, прилегающие к Нагорному Карабаху, в качестве первого шага на пути к миру. Армения утверждает, что это невозможно, пока его безопасность и статус не будут обеспечены окончательным соглашением.
Обе страны утверждают о своем моральном превосходстве в этом отдаленном и красивом регионе. Баку утверждает, что его территориальная целостность неприкосновенна, а Ереван защищает право карабахских армян на самоопределение.
«Жизнь здесь непроста, но, по крайней мере, мы живем в собственном государстве и чувствуем себя свободно», – говорит Армине, которая вместе со своей подругой Донарой продает традиционные блины с травами на рынке в Степанакерте.
Бывший командир танка Багирян более резок. «Мы пролили свою кровь, чтобы избавиться от азербайджанского контроля. Если они вновь попытаются что-то сделать, они получат то, что заслуживают. Они пожалеют об этом».