NEWS.am приводит статью аспиранта в Оксфордском университете Арута Гарри Семерджяна, обладающего передовыми учеными степенями от Школы дипломатии Флетчера Университета Тафта и Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, которая опубликована в «The Jerusalem Post»:
В то время как современная Турецкая Республика была основана в 1923 году, спустя восемь лет после того, как ее османские предшественники начали массовое и систематическое предприятие – освободить империю от армянского населения, сегодня страна часто вступает в дипломатическую размолвку с различными западными государствами по поводу своей истории. Вне периферии геополитики многие, возможно, будут недоумевать, почему событие, которое произошло почти 100 лет назад, должно влиять на отношения между Турцией и США и различными странами Европы. Ответ кроется в анналах истории.
Во время Первой мировой войны, когда исламская Османская империя воевала с союзными державами на стороне Германии, ее коренное христианское армянское население стало мишенью организованной депортации и резни. Оно долго терпело дискриминацию и статус граждан второго сорта, а Первая мировая война предоставила младотурецкому правительству прикрытие для достижения «окончательного решения» армянского вопроса.
Начиная с 24 апреля 1915 года, с ареста и убийства армянской интеллигенции, целая цивилизация была искоренена со своей многотысячелетней родины и открыто уничтожена или изгнана на медленную смерть в пустыни Сирии. Материальные и культурные потери армян также были огромными – было уничтожено около 3000 церквей. Считается, что из населения в два миллиона армян было убито полтора миллиона, а полмиллиона выжили и распространились почти по всем континентам, в результате чего и образовалась большая и динамичная армянская диаспора.
Именно здесь разворачивается глобальная силовая политика. Как потомки переживших Геноцид, армяне во всем мире развили вросшее чувство патриотизма и сильное национальное самосознание на протяжении многих лет. После окончания холодной войны и появления небольшой, но все же независимой Республики Армения, в последние два десятилетия мы стали свидетелями возобновления международной кампании по признанию Геноцида в свете постоянного турецкого отрицания.
Армянским беженцам 1915 года, которые в итоге интегрировались и хорошо зарекомендовали себя в принявших их обществах и которые были разочарованы отсутствием правосудия в вопросе Геноцида, часто удавалось доводить до сведения мировых лидеров положение своих семей и включать в повестку парламентов мира и Конгресса США. Именно этой армянской диаспоры так боится и поносит турецкое правительство, которое, к сожалению, не понимает и не принимает реалии, потребности и страдания этих общин, распространившихся по всему миру. Посещавшие Турцию ученые из диаспоры, которые писали о Геноциде, также были депортированы из страны, что является жутким напоминанием о политике изгнания, которая остается в силе.
На сегодняшний день более 20 стран и 43 штата США официально признали Геноцид армян – часто высокой ценой и через трудные политические баталии. В 2001 году, когда французский парламент официально принял резолюцию о признании Геноцида армян, Турция отозвала своего посла и пригрозила прекратить экономические и военные связи с Францией. Две страны едва избежали негативных политических последствий в начале этого года из-за предложенного законопроекта, который внес бы уголовную ответственность за отрицание Геноцида армян во Франции. Однако французский Конституционный суд счел закон неконституционным, и эта мера в конечном итоге провалилась.
Вероятно, наиболее влиятельной армянской диаспорой является община в Соединенных Штатах, где мощные армянские лоббистские группы часто влияют на членов Конгресса, чтобы проводить проармянское законодательство и обеспечить большие объемы иностранной помощи для Армении каждый год. Несмотря на успех в ряде вопросов, резолюция о Геноциде армян до сих пор не принята Палатой представителей и Сенатом – эта мера постоянно проваливается из-за сильного давления Турции на Белый дом и угроз закрыть американскую военную базу на ее территории.
Президент США Барак Обама, хотя и был твердым сторонником законодательства о Геноциде армян, будучи сенатором, а затем кандидатом в президенты, не выполнил свое предвыборное обещание признать события 1915 года как геноцид, несмотря на сильное заявление в признании «Армянского дня памяти».
С приближением сотой годовщины Турция все более оказывается изолированной в этом вопросе и под давлением международного сообщества, чтобы, наконец, признать преступления своих предшественников. Ее официальная политика отрицания полностью провалилась на протяжении десятилетий. Турция долго полагалась на свою военную мощь и геополитическое положение, чтобы гнуть свою линию в этом и других вопросах, включая кипрский и курдский. Если ее руководство хочет серьезного продвижения демократизации страны и процессов «европеизации», а также желает подготовить почву для своего роста в качестве региональной державы, оно должно думать в направлении мира и примирения со своими соседями, начиная с честного признания своей собственной истории.