В городской школе австралийского Иствуда, среди разнообразия неанглийской речи –китайских, индийских, японских, македонских звуков — есть и группа армян.
Это не единственный след, по которому в городе можно узнать об армянах. Мэр города Райд, в который входит Иствуд — армянин. Артин Экмеджян, избранный от либералов на два срока подряд и ставший первым армянином в Австралии, занявшим подобную должность.
Трудно сказать, что чувствуют родители, слушая, как свободно их дети говорят на новом языке и между собой, и со своими товарищами, но как раз эта беглая речь и смягчает их чувство вины перед собой за неизбежную ассимиляцию, пишет PR-Inside.com.
В «счастливой стране», как принято называть Австралию, армян лишь около 40 тысяч — немного, если сравнивать с Северной Америкой, где, по разным оценкам, их проживает от 200 тыс. до 2 млн. Большинство из них — переселенцы с Ближнего Востока, оставившие свои дома в неспокойные 60-е. Страна притягивала многих армян, и, за небольшим исключением, все они удачно нашли себя на новом месте.
Они могут все еще скучать по дому — Иерусалиму, Бейруту, Багдаду, Каиру, Амману, жить по старому привычному укладу, но для их австралийских детей это история. Мало кто из армян сомневается, что еще одно-два поколения — и число австралийских армян, говорящих на родном языке, резко сократится.
В чисто армянской семье — а вероятность этого чем дальше, тем меньше — дети узнают, что такое армянский дом, кухня, язык, традиции. Но если один из родителей не армянин, надежды на это мало: родители и школьные друзья будут говорить с ними только по-английски.
Если, конечно, дети не пойдут в армянскую школу. А таких в Австралии мало. Одна из них недавно была закрыта, а здание продано: учеников становилось все меньше .В другой обучение ведется только до 6-го класса. Чтобы как-то помочь делу, две армянские партии – «Дашнакцутюн» и «Гнчакян», устраивают воскресные курсы армянского языка, чтобы дети владели хотя бы базовыми навыками чтения и письма.
Китайские дети получают поддержку в освоении родного языка. Их армянским ровесникам, которых гораздо меньше, такая роскошь не положена. Только воскресные курсы и родительская поддержка.
Тем не менее, начальная школа в Иствуде пытается решить эту задачу музыкой, танцами, шахматами и школьным лагерем. (Один из учеников, который будет представлять школу на предстоящем шахматном турнире — армянин).
Атмосфера школы, заметно отличающаяся от классической диккенсовской, в которой воспитывались их родители, бабушки и дедушки, играет важную роль в развитии детей.
Директор, Люк Уитни, вместе со своим штатом в 40 человек, понимает привязанность как действие. Когда у одного из пятиклассников вдруг обнаружили сахарный диабет, Уитни первым предложил свою помощь и организовал регулярные инъекции инсулина для мальчика. Уважать себя и других — вот то, что Уитни не устает доносить до воспитанников.
Очень важно, считает он, помогать детям сохранять свои национальные черты, помогая при этом усвоить и австралийскую культуру, облегчить процесс ассимиляции. «Думаю, знание языков — чем больше, тем лучше — физическая активность и музыка — основы для будущего обучения и образования», — говорит он.