Уровень товарности сельскохозяйственной продукции – один из важнейших показателей, интегрально характеризующих состояние отрасли. Проще говоря, чем больше продукции фермерского хозяйства направляется для продажи, тем выше ее товарность. Уровень же последней зависит от множества факторов.
Скажем, хозяйство при феодализме было натуральным, то есть замкнутым. Оставшаяся после уплаты крепостным крестьянином оброка продукция практически целиком потреблялась в хозяйстве, не вовлекаясь в товарно-денежные отношения.
В наше время высокой товарностью продукции отличается сельское хозяйство развитых капиталистических стран. При этом статистика показывает, что высокую товарность продукции обеспечивают крупные хозяйства. Так, в США крупные хозяйства, которые составляли 17% от общей их численности и владели 54% всех сельскохозяйственных земель, производили 83% всей товарной продукции отрасли.
Из приведенных выше показателей нетрудно заметить, что у крупных по объему продукции хозяйств удельная величина земельного участка больше, чем у средних и малых. То есть чем больше у хозяйства обрабатываемой земли, тем выше товарность урожая.
Классические «семейные» фермы (аналоги наших фермерских хозяйств), составляющие в США менее трети от общего количества фермерских хозяйств, обеспечивают всего лишь 1,4% товарной продукции отрасли. А вот на долю агропромышленных предприятий, которые в общей численности хозяйств занимают ничтожную долю в 1,2%, приходится более одной трети товарной продукции.
Отметим, что в США средняя площадь земельного участка в сельском хозяйстве составляет 187 гектаров. Для сравнения: в Армении этот показатель составляет около 1,2 гектара на фермерское хозяйство. Вроде бы комментарии излишни. Но, скажем, в Японии на одно хозяйство приходится менее 2 гектаров, что довольно близко к нашему показателю.
Тем не менее, японское сельское хозяйство отличается высокой продуктивностью за счет использования передовых технологий и высокой механизации работ в отрасли. Но, справедливости ради отметим, что многие хозяйства убыточные. Поэтому государству приходится тратить огромные средства для поддержки фермеров. Достаточно отметить, что 80% (!) доходов крестьян в Японии обеспечивают именно государственные субсидии. Для сравнения: этот же показатель в Евросоюзе составляет 50%, а в США – 20%.
Следовательно, малое хозяйство (на примере японского), даже при эффективных технологиях и высокой механизации сельскохозяйственных работ, нерентабельно, и находится на плаву лишь благодаря мощной поддержке государства.
Как известно, в нашем сельском хозяйстве отсутствуют как современные технологии, так и высокий уровень механизации работ, а о субсидиях можно лишь мечтать. Плюс ко всему прочему, средний размер земельного участка очень мал. Эти неблагоприятные факторы сказываются на уровне товарности ряда продуктов растениеводства, а отсюда – на денежных доходах фермеров.
Создается своего рода порочный круг: малый денежный доход – малые возможности для расширения хозяйства и механизации работ – снова малый доход. Можно, конечно, взять кредит, но там другие проблемы, связанные с залогом, риском провала задуманного проекта. Все-таки сельское хозяйство – не промышленное производство. Здесь играют важную, а порой и фатальную роль такие факторы, как, скажем, погодные условия для растениеводства, нежданные эпидемии для домашнего скота и птицы…
Нелишне прояснить, что помимо собственно продажи продукции, в понятие «товарность» включаются также товарообмен (бартер) и оплата продуктами оказанных фермерскому хозяйству услуг. Здесь возникает один вопрос. С одной стороны, бартер и оплата услуг продуктами экономят наличные денежные средства фермера.
С другой стороны, если у фермера других источников формирования денежных доходов не имеется, то ему в принципе и экономить нечего. Не секрет, что доход «среднего» фермера у нас мизерный. Для справки: годовой объем валовой продукции сельского хозяйства в среднем на одно фермерское хозяйство не доходит даже до $5 тыс. в год.
Возвращаясь к теме относительности уровня товарности, заметим, что в растениеводстве по данному показателю выделяются бахчевые культуры. В прошлом году было продано, или обменено по бартеру и оплачено в счет оказанных фермерам услуг 95,2% урожая этих культур. Для растениеводства Армении это довольно высокий показатель. Ведь, скажем, по такой культуре, как картофель, уровень товарности составляет всего лишь 40,5%.
Конечно, было бы ошибочным механически сравнивать обе эти культуры. Картофель является одним из основных продуктов питания жителей Армении, заметная часть его (29,5% от объема урожая в прошлом году) потребляется в самом хозяйстве, почти треть хранится в запасах (на конец прошлого года – 30%). Арбузы, дыни и тыквы, представляющие собой бахчевые культуры, в меньшей мере потребляются в фермерских хозяйствах (лишь 18,8% урожая в прошлом году), и тем более отлагаются в запасах (3,8%).
Хотя бахчевые и являются рекордсменом по линии товарности, все же роль овощей для нашего сельского хозяйства несоизмеримо выше, причем во всех отношениях. По посевным площадям овощи более, чем в 4 раза, опережают бахчевые. Примерно то же соотношение имеется в объемах урожая этих культур. Да и по ценам, как оптовым, так и розничным, овощи в целом дороже, чем бахчевые. Выбор же культур, само собой разумеется, зависит не только от желания фермера, но и объективных возможностей для этого.
На специализацию сельского хозяйства влияет ряд факторов, из коих немаловажное значение имеет качество почвы. В небольшой по территории Армении, с ее сложным рельефом и резкими перепадами различных районов по высоте над уровнем моря, насчитывается 5 почвенных поясов: от степных (30,4% площади), до пустынных (0,2%0), с 14 типами почв.
Такой контраст в качестве почв в немалой степени предопределяет специализацию растениеводства, и вместе с другими факторами (погодные условия, возможности орошения земель, и т.д.) влияет на среднюю урожайность культур, а в конечном счете — на уровень товарности продукции. Последняя, по ряду культур растениеводства, резко дифференцирована по областям страны.
Так, наивысший уровень товарности по овощам и картофелю, по данным за прошлый год, зафиксирован в области Армавир – соответственно 92,1% и 90,7%. Наименьшие показатели по овощам наличествуют в Вайоц Дзоре (15,3%), а по картофелю – в Тавуше (4,0%). Разброс величин, как видите, громадный…
Остается добавить к сказанному, что данные о товарности приведены в опубликованном 14 апреля докладе Национальной статистической службы Армении «Реализация (использование) сельскохозяйственных продуктов крестьянскими хозяйствами в 2011 году». Насколько они, эти данные, соответствуют действительности, один Бог знает, ибо представляют из себя простую сводку информации, которую подготовили в сельских общинах представители тамошнего начальства…
Альберт Хачатрян