У меня, как и у многих молодых людей в Азербайджане, ненависть к армянам сформировалась под воздействием СМИ и учителей, рассказала независимый азербайджанский журналист Шахла Султанова в статье, опубликованной на сайте Британского Института по освещению войны и мира (IWPR).
Шахла выросла на севере Азербайджана в аварской общине, и была далека от военных действий в Карабахе. Но пропаганда сказалась и на ней. Известие о том, что в Кавказской школе журналистики и медиа — менеджмента в Грузии она будет учиться с армянкой из Нагорного Карабаха, девушка восприняла без особого энтузиазма: «Не ждите от меня толерантности».
Но Лилит Асрян из Нагорного Карабаха, по словам азербайджанской журналистки, оказалась прекрасным человеком, а «не просто какой-то армянкой».
«В конце концов, Лилит стала моей лучшей подругой по колледжу. Мы никогда не обсуждали Нагорный Карабах, понимая, что это ни к чему нас не приведет. Но наряду с другими армянскими студентами, которые учились на нашем курсе, она искоренила все мои предубеждения относительно их нации», — рассказывает Шахла.
Вернувшись в Азербайджан, Султанова столкнулась с проблемами, когда собирала материал для совместной статьи «Уроки истории в Армении и Азербайджане».
«Когда я спросила азербайджанского школьника: «Нормально ли то, что в учебниках армян называют фашистами и бандитами?» его учительница на меня рассердилась. Она обвинила меня в том, что я задаю «неправильные» вопросы и «промываю мозги» ее ученикам. Для нее это были правильные слова для характеристики армян, и ее невозможно было разубедить.
Когда я спросила автора одного из учебников по истории, который мы обсуждали, Тофика Велиева обязательно ли было называть армян «фашистами», он обвинил меня в действиях, противоречащих интересам Азербайджана», — пишет журналистка.
Дедушка одной из школьниц просто заявил, что из-за своей этнической принадлежности она может написать необъективную статью. «Естественно, что молодежь будет их [армян] ненавидеть. Так и должно быть», — заявил он.
«Тем не менее, я обратила внимание, что некоторые люди приветствуют идею того, как в азербайджанских и армянских учебниках описана вторая сторона. В основном это азербайджанцы среднего возраста, у которых, до конфликта, были друзья армяне», — резюмирует Шахла Султанова.