В Вооруженных силах Армении случаи смертей в результате нарушения режима прекращения огня составляют около 12% от общего количества. Об этом говорится в докладе «Возможности демократического, гражданского и общественного контроля в отношении ВС Армении», который 5 апреля представил глава Ванадзорского офиса Хельсинской гражданской ассамблеи Артур Сакунц.
По статистике, представленной в докладе, в 2005 — 2011 гг. в ВС Армении в общей сложности было зарегистрировано 325 смертей. 38 из зарегистрированных с 2007 по 2011 гг. 245 смертей были результатом нарушения режима прекращения огня, 29 – самоубийства, 68 – несчастных случаев, 72 – нарушения уставных отношений, 6 – проблем со здоровьем, 8 – нарушения правил безопасности, 1 – неизвестных обстоятельств, 1 – преднамеренного убийства, 1 – недобросовестного отношения к службе.
Данные показывают, что количество смертей в результате нарушения режима прекращения огня составляет около 12% от общего числа.
В 2010 году зарегистрировано 44 случая смертей, из которых 9 – результат нарушения режима прекращения огня, 3 – нарушения правил безопасности, 1 – самоубийства, 24 – нарушения уставных отношений, 2 – несчастных случаев, 5 – проблем со здоровьем. В 2011 году было зарегистрировано 39 смертей, из которых 11 — результат нарушения режима прекращения огня, 3 – нарушения правил безопасности, 9 – самоубийства, 5 – нарушения уставных отношений, 6 – несчастных случаев, 2 – проблем со здоровьем, 1 – преднамеренного убийства, 1 – неизвестных обстоятельств, 1 – недобросовестного отношения к службе.
Также отмечается, что в 2010 году официальное сообщение было распространено лишь по поводу 10 из 54 случаев смертей. В 2011 году официальное сообщение было распространено по поводу 32 из 39 случаев, что является результатом высоко уровня внимания со стороны общественности и СМИ к ситуации с правами человека в Вооруженных силах. Согласно официальной версии, некоторые случаи смертей оцениваются в качестве случайной смерти или самоубийства, однако в этой связи у общественности есть оговорки, поскольку исследования журналистов и правозащитников показывают, что действительные причины другие.
То есть в ВС Армении не соблюдается право военнослужащих на жизнь и делается попытка представить смерти в качестве несчастных случаев или обусловить обстоятельствами, не связанными со службой. Именно этим обусловлено недовольство родственников погибших военнослужащих в отношении осуществляемой следственной деятельности по случаям смертей.
Кроме того, если в случае смертей информацию можно получить от родственников погибших, то в вопросе нарушений уставных отношений, которые не приводят к смерти, намного меньше информации. В 2010 году СМИ распространили информацию о 10 случаях физического насилия в отношении военнослужащих, а в 2011 году – 15.
В докладе также подчеркивается, что информация о ситуации с правами человека в ВС, результатах расследования случаев нарушения прав человека, очень ограничена, а существующие демократические, гражданские и общественные механизмы еще не эффективны.
Представленные средствами массовой информации исследования, сообщения и отношение правоохранительных органов к вопросу коррупционных явлений в ВС Армении показывают, что проявления коррупции не удостаиваются должного внимания. Более того, существующие правовые механизмы не предоставляют возможности осуществлять должный демократический, гражданский и общественный контроль с целью сокращения коррупционных рисков в ВС Армении и предотвращения коррупционных случаев, отмечается в докладе.