Призыв отнюдь не праздный. Ведь паспорт скота – это гарантия того, что живет он в относительно нормальных условиях и проходит ветеринарную проверку на заболевания и антибиотики. Последние иногда могут оказаться не менее проблематичными, чем ящур и бруцеллез. Антибиотики переходят в мясо и молоко, при регулярном употреблении которых к ним адаптируется не только скот, но и человек, и действовать они на него перестают. В результате инфекция может «не браться», те или иными антибиотики оказываются бессильны, а причинно-следственная цепочка уходит в никуда: купил мясо – откуда? – на пассаже – а туда как попало? – где заключение ветврача? Причем на каждую тушу в отдельности…
В идеале каждая единица скота должна иметь паспорт с данными о перенесенных заболеваниях и прививках, чтобы «красный сигнал» для потребителя был замечен вовремя. А забой каждой единицы скота нужно согласовывать с локальным ветеринаром. Чего в настоящее время тоже практически не делается.
В начале 2012 года в Армении прошла республиканская сельскохозяйственная перепись, итоги которой по части поголовья скота были опубликованы в марте. Но паспортизацию скота провести не удалось: как отметил в беседе с корреспондентом NEWS.am начальник Управления животноводства и племенного дела Минсельхоза Ашот Ованнисян, указанная цель требует 500 млн. драмов (около $1,3 млн.) единовременно и по 350 млн. драмов ежегодно. Подобными средствами Минсельхоз не располагает, поэтому, проектируя такую программу, нужно будет иметь в виду донорские организации.
Одна из них, FAO, в настоящее время содействует Минсельхозу в осуществлении национальной программы по борьбе с бруцеллезом. Программа осуществляется с 2007 года при поддержке правительства Италии.
Еще один итог переписи: агропромышленный комплекс в республике пока не формирует сельскохозяйственную индустрию. В промышленных предприятиях содержится чуть больше 1% всего крупного и мелкого рогатого скота. По свиньям показатель сравнительно выше – 14%, во многом за счет свинофермы Арзнийского племенного хозяйства, одной из первых в армянской агроиндустрии в постсоветский период. Кроме него, сравнительно крупных хозяйств в республике еще два-три. Но в масштабе республики картины они не меняют.
Обнадеживающей новостью является долгосрочный рост поголовья скота. Число крупного рогатого приблизилось к 600 тысячам, а поголовье овец увеличилось за год почти на 60 тысяч и составило 561 тысячу. Оба эти показателя превышают даже советские и могут быть связаны с ростом закупочных цен на молоко и мясо, отметил Ованнисян.
Арам Гарегинян