Согласно данным официальной статистики, в январе-октябре текущего года объем реализации продукции промышленности, без НДС и акцизного налога, составил 769,1 млрд. драмов, или же в эквиваленте менее $2,1 млрд.
Для сравнения приведем данные об импорте товаров в Армению за этот же период, без тех же НДС и акцизного налога составляющем немногим менее $3,4 млрд. Простое сопоставление этих цифр уже само по себе подсказывает вывод – наша экономика в большей степени базируется на импорте, нежели собственном производстве.
Факторы, которые поспособствовали такому соотношению, можно подразделить на объективные, с которыми волей-неволей приходится примиряться, и на субъективные. Вначале поговорим об объективных факторах, из-за которых вынуждены импортировать те или иные товары. Вначале отметим, что инертность мышления нередко порождает догмы, и обывательское мышление, которого не лишены и чиновники, уже не воспринимает иные подходы к решению какой либо проблемы. В данном случае — импорта.
К примеру, само собой «разумеется», что мы фатальным образом обречены на ввоз природного газа и автомобильного топлива, занимающих немалую долю в нашем импорте. Естественно, полностью отказаться от этих энергоносителей невозможно. Во всяком случае, в ближайшей и даже средней перспективе это категорически исключается.
Но мы сами создаем себе проблемы, делая упор в общественном транспорте на бензин и сжатый газ, а в быту – на природный газ. Скажем, во многих развитых странах для приготовления пищи используется электричество, а не природный газ, как у нас тотально практикуется. В столичном наземном общественном транспорте те же перекосы. Используются в основном микроавтобусы, работающие на бензине или сжатом газе, в то время как электротранспорт, то бишь троллейбусы, влачит жалкое существование.
Проблема импорта была бы менее болезненной, если бы компенсировалась экспортом. Но, все в курсе, каково соотношение между этими двумя компонентами внешнеторгового оборота Армении…
Возвращаясь к теме отечественной промышленности, заметим одну любопытную деталь: в реализации продукции заметную долю занимает ее экспорт. Так, в общем объеме реализованной в январе-октябре промышленной продукции 39,2% (каковой процент гораздо ближе к половине, чем к нулю!!!) было вывезено за пределы республики. Такими достижениями может похвастаться не всякая страна…
Но, радоваться нечему. Просто объем промышленного производства у нас мал даже для масштабов нашей страны, поэтому куцый экспорт занимает в нем высокую долю. Несмотря на этот безотрадный факт, многих читателей все же заинтересует, какие именно отечественные товары удостоились внимания зарубежных покупателей.
Итак, в общем объеме экспортированной продукции нашей промышленности наибольшая доля у обрабатывающей отрасли – свыше 65,8%, затем следует добывающая отрасль – 27,3%. На долю хозяйствующих субъектов естественных монополий приходится чуть более 6,8% вывоза продукции промышленности. Это, как известно, электроэнергия, поставляемая в Иран, в обмен на природный газ (в соотношении 3 кВт/ч электроэнергии за 1 кубометр газа).
Подобная структура экспорта, опять таки на первый взгляд, вроде бы свидетельствует о том, что мы вывозим готовые изделия, в которых высока доля прибавочной стоимости. То есть товары с относительно высокой ценой. Однако эти иллюзии напрочь рассеиваются, если рассмотреть, какая конкретно отрасль добывающей промышленности обеспечила такие высокие показатели.
Вначале отметим, что в общем объеме экспорта один из видов продукции с наиболее высокой долей добавочной стоимости – готовые продукты питания, занимают долю всего лишь в 2,7%, а табачные изделия – 1,2%…
В стоимостном выражении экспорт продуктов питания в январе-октябре составил в эквиваленте всего лишь $21,9 млн. Отметим, что за этот же период в Армению было импортировано товаров продовольственной группы на кругленькую сумму в $516,4 млн., то есть свыше полумиллиарда зелененьких. Добавим, что наша промышленность реализовала (включая экспорт, объем которого указан выше) продуктов питания на общую сумму в $467 млн. То есть произведено продуктов заметно меньше их импорта.
Импортное зерно, из которого практически изготавливается весь товарный хлеб, по стоимости занимает не столь уж высокую позицию. Так, в исследуемом периоде объем импорта всей продукции растительного происхождения, в которую входит и зерно, составлял менее $200 млн. Добавим, что по имеющимся данным — за январь-сентябрь текущего года, импорт зерна составил 276,5 тыс. тонн, на сумму «всего лишь» $70,3 млн.
Итак, наконец-то раскроем «тайну» достижений обрабатывающей отрасли в экспорте. Это продукция металлургической отрасли. Удельный вес последней в общем объеме экспорта продукции отечественной продукции в январе-октябре достиг 40,8%. Как известно, здесь представлена в основном прошедшая первичную обработку металлическая руда, добытая в горнорудной промышленности. То есть опять-таки товар с относительно низкой добавочной стоимостью.
Третьей группой товаров в экспорте продукции отечественной промышленности являются алкогольные напитки, в основном коньяк, затем, заметно меньше по объему – вино. В январе-октябре текущего года экспорт алкогольных напитков достиг почти $100 млн., то есть почти в пять раз превысил экспорт продуктов питания.
Отметим, что в отличие от продукции добывающей промышленности (по части металлической руды), которая практически вся экспортируются за постсоветское пространство, основным потребителем нашего коньяка, вкупе с вином, является Россия. Не случайно 87,5% экспортированных алкогольных напитков пришлись на страны СНГ.
Таким образом, горнорудная промышленность, с металлургической отраслью обрабатывающей промышленности, а также коньяк с вином, обеспечили практически 80% экспорта отечественной промышленности. Если же суммировать и электроэнергию, то этот показатель приблизится к 87%.
Продукция легкой промышленности лет уже двадцать имеет чисто символические объемы в экспорте. По данным за январь-октябрь, удельный вес одежды в общем объеме экспорта промышленности составил всего лишь 0,6%, при сумме в $4,7 млн.
При этом в страны СНГ, которые в советском периоде времени были практически единственными покупателями изделий легкой промышленности Армении, было вывезено товаров этой группы лишь на $0,4 млн. Вот данный случай и является классическим примером негативного влияния субъективных факторов. Проще говоря, отсутствия государственной поддержки отрасли.
Альберт Хачатрян