Темпы инфляции в Армении понизились. В чем причины?

Инфляция последнего времени вроде бы вписывается в европейские стандарты. И в самом деле, индекс потребительских цен (ИПЦ) в ноябре текущего года, по отношению к соответствующему месяцу прошлого года, составил «всего лишь» 104,8%. В странах Евросоюза, как известно, нормальным темпом общего индекса цен, то есть инфляции, считается показатель в 102,5%. Так что прогресс у нас вроде бы налицо, и действия Правительства по борьбе с ростом цен показали свою эффективность. Однако относительно низкий показатель «нашей» инфляции имеет в корне другие причины.  

Вначале отметим, что сравнения цен по принципу «каждый месяц к предыдущему» имеет один существенный недостаток. Показывая общее подорожание жизни в данном месяце, по сравнению с предыдущим, такой подход не учитывает сезонность цен. Между тем, в Армении товарное предложение продукции растениеводства имеет резко выраженную сезонность, которая существенно отражается на динамике цен этих товаров.

В развитых странах такой проблемы не имеется, так как многие продукты растениеводства импортируются, к тому же развитая сеть складского хозяйства позволяет смягчать сезонность сбора урожая. Иначе говоря, товарное предложение стабильное в течение всего календарного года.

У нас таких возможностей пока что нет. Наращиванию импорта многих видов овощей и фруктов препятствуют сравнительно низкие их цены на нашем рынке. В силу этого ввоз такой продукции в Армению, как правило, нерентабелен. Ну, а что касается складского хозяйства, то в этом отношении нам нечем похвастаться.

Мы привели лишь один из примеров сезонности цен, а их немало. Отсюда вывод: корректнее сравнения по каждому периоду (или дате) с аналогичным периодом (или датой) ретроспективы. 

При изучении цен необходимо учесть другой нюанс, из числа местных особенностей розничной торговли. А именно – истинный вес купленных потребителями развесных продуктов питания. Ныне многие розничные торговые предприятия сменили стрелочные весы на гораздо более точные и удобные электронные, которые к тому же, помимо определения веса, выдают на табло стоимость взвешиваемого товара.

Однако на периферии, а также на городских рынках сельскохозяйственной продукции, обычно используются те же стрелочные весы, и что еще хуже, бытовые пружинные весы. Здесь для махинаций со взвешиванием товара открываются широкие возможности. Серьезные сомнения имеются также по линии штучных продуктов питания, в частности и особенности – хлеба, фактический вес которых может существенно отличаться от декларируемого веса. Поэтому по ряду развесных и штучных продуктов питания реальная цена может быть выше официальной.

Возвращаясь к вопросу причин «низкой» инфляции текущего года, отметим, что цены в прошлом году достигли максимальной точки своего подъема. В ноябре прошлого года прирост ИПЦ составил, по отношению к аналогичному месяцу предыдущего года, почти двузначную цифру, весьма далекую от евростандартов – 9,6%. Высокими темпами отличалась динамика цен на продукты питания (рост на 15,2%), коммунальные услуги (9,0%), а также одежду и обувь (12,1%).  

Таким образом, в прошлом году заметно подорожали товары и услуги первой необходимости, от которых потребителям в принципе невозможно или же трудно отказаться. Так как по динамике роста среднемесячная заработная плата намного уступала ИПЦ, наметилась тенденция замедления роста и даже стагнации физического объема розничного товарооборота. В этих условиях дальнейший рост цен был просто немыслим.

При довольно высоком уровне старта, в виде цен прошлого года, нынешняя инфляция замедлила свою скорость роста. В отношении ряда товаров и услуг, по которым рост цен был вызван изменчивыми условиями (к примеру, овощей и фруктов, урожаю которых в прошлом году был нанесен значительный ущерб), цены и тарифы даже снизились. Этот фактор послужил своего рода тормозом для инфляции текущего года.

Если сравнить цены ноября текущего года с ценами аналогичного месяца 2009 года, то будем иметь следующие показатели: за два года прирост ИПЦ составил 14,9%, средний прирост цен на продукты питания – 23,1%, одежду и обувь – 18,2%, коммунальные услуги – 8,7%.

Укажем, что среднемесячная номинальная заработная плата в октябре (официальные данные за ноябрь текущего года пока что не опубликованы) за эти же два года увеличилась на 14,8%. То есть по темпам роста заработная плата намного уступала важнейшей макрогруппе товаров – продуктам питания. 

Таким образом, в структуре семейного бюджета среднестатистического наемного работника резко возросла доля расходов на питание, в ущерб другим товарам, а также услугам необязательного характера. Эти сдвиги в потребительском спросе, несомненно, способствовали относительному замедлению инфляции.      

Альберт Хачатрян

Источник: Информационно-аналитическое агентство News.am

Отправить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.