Истребление армян оставило более глубокие шрамы в сознании турецкого общества, чем аналогичные преступления Англии, Франции или Нидерландов в колониях. «Для тех, кто пришел в Северную Америку, индейцы казались «примитивным» народом. Для британцев индейцы были людьми, живущими на другом конце земли. Но что касается нас, то армяне были нашими соседями, жившими с нами бок о бок», – пишет автор турецкой «Today’s Zaman» Орхан Кемаль Ченгиз в статье, приводимой NEWS.am с незначительными сокращениями:
Другая причина кроется в основах современного турецкого самосознания. «Здесь есть другие, более болезненные факторы, на ряд из которых указывают Танер Акчам и другие историки. Некоторые из тех, кто играл существенную роль в истреблении армян, стояли у истоков современной республики. Обращая взгляд в прошлое, мы можем потерять для себя наших «героев» — основателей, которые превратятся в убийц.
Теперь очевидно, что мы в Турции строили наше самосознание на отрицании. Осознание этого факта внезапно проясняет многое.
Операция в Чанаккале стала очень болезненным эпизодом в нашей истории. В ней погибли десятки тысяч сынов нашего народа. Несмотря на боль, испытанную нами тогда, мы с терпимостью относимся к памятникам австралийским и новозеландским солдатам, пытавшимся завоевать наши земли, и к потомкам этих солдат, каждый год приезжающим почтить их память. Почему же тогда, если мы способны относиться к этому нормально, мы не способны пролить и слезы за наших армянских соседей или посвятить им хоть один памятник? Но когда мы отрицаем то, что случилось, ошибки становятся больше, чем просто ошибками – они становятся частью нашей идентичности.
Сегодня одна из главных тем в турецком обществе — еще одна упущенная возможность обратиться к прошлому. В прессе обсуждаются документы, указывающие, что Ататюрк и его военное окружение отдали распоряжение о погромах в Дерсиме лично. Этот вопрос может обсуждаться еще некоторое время. Происходит это оттого, что правящая партия считает, что в событиях Дерсима виновата определенная политическая сила, и мутная волна, окружающая эти события, их не заплещет. Но то же самое правительство неспособно так же подойти к событиям 1915 года. В то время как мы видим, что Дерсим был лишь рецидивом подхода к «решению проблем», который мы увидели в действии в 1915 г.
В годы Дерсимского восстания у власти стояла Народно-республиканская партия. Если она не сможет взглянуть в лицо событиям Дерсима, за ними подойдут другие – «Огонь Измира» (пожар в Измире, сопровождавшийся погромами и выселением греков и армян в 1922 году – ред.) и другие события, которые авторам пересказов истории удалось обойти. Конечно, поскольку CHP состояла в то время у власти, ее счеты с историей самые большие. Однако по мере того, как прошлое будет выноситься на свет, новые группы турецкого общества буду вставать к ним лицом к лицу.
Верные мусульмане никогда не могли принять, что они стали орудием при погромах Сиваша, истреблении алавитов и так далее. Левая часть общества отказывается разбираться в прошлом. Мы живем среди непогребенных тел и несовершенных траурных обрядов. Смогут ли обсуждения, вызванные Дерсимом, стать поворотной точкой для турецкого общества? Реджеп Тайип Эрдоган извинился за погромы в Дерсиме. Но можем ли мы говорить о настоящем обращении к своему прошлому, не затрагивая события 1915 года, фокусируя внимание лишь на отдельно выхваченных темах?».