Намеки относительно светлого будущего нашей экономики нередко сопровождаются обещаниями сократить отрицательное сальдо во внешней торговле, всемерно развивать импортозамещающие отрасли, и так далее, и тому подобное. Такие обещания нашим гражданам преподносятся уже целых два десятилетия, так что общество вправе знать истинное состояние вещей.
Итак, в январе-сентябре текущего года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, темп роста экспорта, как и ранее, значительно опережал показатель по импорту – 139,0% против 111,0%. Однако, вследствие различного содержания процентов, отрицательное сальдо во внешней торговле практически осталось на прежнем уровне – $2,0 млрд., и даже, если рассмотреть этот показатель в более детальном плане, увеличилось на $21,6 млн. Итак, прогресса в сокращении отрицательного сальдо за год не имелось, скорее, наоборот.
У нас много говорится о диверсификации экспорта. А импорт, конечно, лучше видеть минимизированным, и ввозить как можно меньше товаров. Но, увы, как по объективным, так и по чрезмерно субъективным причинам, импорт у нас довольно мощный. Как по ассортименту, так и по объему. Хотя здесь также есть перегибы.
Согласно информации таможенников, первое место в нашем импорте занимает группа «газ природный и сжиженный», удельный вес которой в январе-сентябре текущего года составил 13,6%. То есть свыше одной десятой нашего нехилого, для масштабов страны, импорта занимает один товар, энергоноситель.
Другой энергоноситель, из группы «нефтепродукты», с долей 13,2%, чуточку уступает природному газу. Итак, оба энергоносителя обеспечивают более одной четвертой нашего импорта. Ну, как тут не пожалеть, что до сих пор не нашли на территории Армении обещанные запасы нефти, природного газа и угля.
В принципе здоровая альтернатива природному газу, используемому в быту, а также в отдельных отраслях промышленности, была. Просто все пошло на самотек. Развал системы централизованного отопления и снабжения горячей водой жилых и служебных зданий привел к массовой установке газовых котлов. Газовые плиты повсеместно вытеснили электрические приборы для приготовления пищи.
Столичный общественный транспорт, во всех своих отношениях достойный критики, с точки зрения видов потребляемых энергоносителей также выглядит далеко от идеала. В части наземного автомобильного транспорта в качестве топлива используется сжатый газ, в остальных – дизельное топливо и бензин. То есть используются импортируемые энергоносители, хотя можно было развивать наземный электротранспорт, а также расширить сеть столичного метрополитена.
Таможенная статистика имеет и другой, не менее, а для наших рядовых граждан – даже более интересный аспект. На основе этой информации можно легко подсчитать таможенную цену ряда потребительских товаров, и затем сравнить с их же розничной ценой. И здесь мы сталкиваемся с удивительными метаморфозами.
Хотя эти метаморфозы давным-давно не секрет для нашей общественности, все же приведем последние, за январь-сентябрь текущего года, данные. Для удобства таможенную цену в долларах США переведем по средневзвешенному курсу валют за исследуемый период в драмы.
Итак, цена сахара (тривиального сахарного песка, ибо он практически вытеснил с наших прилавков цивилизованный сахар-рафинад в коробках) на таможенной границе составляет 183,7 драма за 1 килограмм. Проходя недолгий путь от таможни до розничной торговой сети, сей сахарный песок дорожает на 208,2 драма, или же более чем в 2,1 раза!
Примерный расчет показывает, что при такой таможенной цене розничная цена сахара не превышала бы 265 драмов за килограмм, против средней фактической цены в 391,9 драмов. Таким образом, «навар», сверх экономически обоснованного дохода, составляет порядка 127 драмов за 1 килограмм, то есть около одной трети фактической цены сахара.
Для ввезенной в январе-сентябре партии сахара, составляющей почти 61 тыс. тонн, указанный «навар» в целом превышает 7,7 млрд. драмов, или же почти $21 млн. В каком соотношении указанный сверхдоход распределяется между импортером-оптовиком и розничными продавцами, задача уже регулирующего органа – Государственной комиссии по защите экономической конкуренции.
В принципе, на оптовом рынке сахара практически конкуренции не имеется, так что и защищать нечего! Поэтому, видимо, упомянутая Комиссия упорно «не замечает» явное злоупотребление монопольным положением на рынке.
Такие же диспропорции в ценах имеются по ряду других потребительских товаров. К примеру, таможенная цена кофе составляет около 918 драмов за килограмм, а вот розничная цена почти в 3,3 раза выше – 2991 драмов. Но кофе, несмотря на его огромную популярность среди местных потребителей, все же не продукт первой необходимости. Другое дело масло растительное, которое является единственной альтернативой более дорогостоящему маслу сливочному, и в силу этого обстоятельства служащее основным поставщиком жиров в рационе питания необеспеченных слоев населения.
Итак, таможенная цена масла растительного в январе-сентябре составляла менее 438 драмов за килограмм, а вот розничная цена 1 литра в этом же периоде была в 3,2 раза выше – 1402,7 драмов. Даже с учетом корректировки единиц измерения (1 литр масла растительного весит 910-930 граммов) такое превышение навряд ли можно считать нормальным. Понятно, что подобная гипертрофированная цена напрямую бьет по скудному семейному бюджету тех же необеспеченных слоев населения!
Из числа подобных метаморфоз наиболее «интересным» можно считать чудесное преобразование таможенной цены природного газа в сверхвысокий тариф для потребителей. Об этом много указывалось независимыми экспертами, но пользы от критики никакой. В свое время Комиссия по регулированию общественных услуг «услужливо» согласилась с заявкой монополиста на действующий ныне тариф, и пересматривать его в сторону занижения явно не собирается.
Альберт Хачатрян