В налоговых доходах государственного бюджета удельный вес выплаченных 1000 крупнейшими налогоплательщиками страны налогов в январе-сентябре текущего года превысил 75,2%, и, по сравнению с показателем аналогичного периода прошлого года, увеличился на 0,5 процентных пункта. Сей факт можно интерпретировать по разному.
Как и в других странах, у нас тоже наличествует теневая экономика, и прямой задачей соответствующих государственных ведомств является вывод «тени» в налоговое поле. Но, вне сомнения, положительные сдвиги в налоговых доходах госбюджета напрямую связаны с оздоровлением экономики страны. И в этом отношении не случаен возврат некогда самого крупного налогоплательщика страны – Зангезурского медно-молибденового комбината (ЗММК), на место лидера в списке.
В январе-сентябре текущего года налоги по ЗММК достигли почти в 22,6 млрд. драмов, что составляет 28,2% (!!!) от общей суммы налогов, уплаченных 1000 крупнейшими налогоплательщиками страны. Сей факт приводит к двум умозаключениям. С одной стороны, явная диспропорция. С другой стороны, Богу должны молиться, что у нас есть такой налогоплательщик.
Но диспропорции одним ЗММК не ограничиваются. Разница по величине уплаченных налогов между лидерами и аутсайдерами не выдерживает никакого сравнения. Так, в январе-сентябре текущего года соотношение между суммами налогов первой десятки лидеров и десятью аутсайдерами списка составляло ровно 204 раза! Правда, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года этот показатель заметно улучшился, снизившись аж с 222 раз.
В целом, если рассмотреть более крупные группы компаний верхних и нижних строк списка, то опять-таки наблюдается уменьшение соотношения между суммами уплаченных налогов, что можно только приветствовать. Однако факт остается фактом, колоссальная разница в налогах все же остается, и для ее существенного сокращения нужны не годы, а десятилетия.
Проблема не только в налогах, сколь важны они ни были, но и в высокой концентрации экономики, которую эти налоги зеркально отражают. В принципе, можно считать, что величина и структура уплаченных налогов более или менее адекватно отражают финансово-экономическое состояние коммерческих компаний. Если, конечно, игнорировать упомянутую выше «тень»…
К сожалению, в таблице, опубликованной Комитетом по государственным налогам, показатели сгруппированы, что препятствует более доскональному их анализу. К примеру, отдельно не представлены такие важнейшие виды, как налог на прибыль, подоходный налог, и самый крупный из них – налог на добавленную стоимость (НДС). Поэтому приходится пользоваться косвенными данными.
Но выход всегда можно найти: Комитет по государственным доходам, кроме списка крупнейших налогоплательщиков, публикует и другие, в том числе список крупнейших работодателей страны. Сопоставление этих данных дает возможность для интересных выводов.
Лидер списка крупнейших работодателей страны — ЗАО «Электрические сети Армении», с персоналом в 7385 человек занимает седьмое место в другом списке, крупнейших налогоплательщиков. А вот по прямым налогам эта компания выплатила 3,2 млрд. драмов, что является уже четвертым результатом по линии «налог на прибыль плюс подоходный налог».
Лидерство в численности персонала позволило ЗАО «Электрические сети Армении» возглавлять рейтинг компаний по сумме обязательных социальных платежей (для краткости именуемом далее как «соцналог»). Так, в январе-сентябре текущего года указанная компания уплатила соцналог на сумму свыше 1,8 млрд. драмов. А вот ЗММК, рекордсмен по общим налогам, в списке плательщиков соцналога фигурирует на четвертом месте, уплатив менее 1,0 млрд. драмов.
Однако однозначно воспринимать эти данные не нужно. Если по численности персонала ЗАО «Электрические сети Армении» опережает ЗММК в 2,3 раза, то по сумме соцналога разница уже сокращается до 1,8 раза. Удивляться не приходится, ведь на ЗММК средняя заработная плата выше, а следовательно, и уплаченный в расчете на одного работника соцналог больше.
Так, в январе-сентябре текущего года, в среднем на 1 работника ЗММК уплатил соцналог в размере 311 тыс. драмов, в то время как по ЗАО «Электрические сети Армении» этот показатель составил «лишь» 247 тыс. драмов, или же в 1,3 раза меньше.
Возвращаясь к прямой теме, зададимся риторическим вопросом: какова же роль 1000 крупнейших налогоплательщиков Армении в формировании доходов государственного бюджета? Ответим простыми цифрами.
В январе-сентябре текущего года налоговые доходы государственного бюджета возросли в абсолютном значении на 42,3 млрд. драмов. В этом же периоде 1000 крупнейших компаний уплатила налогов больше, чем в аналогичном периоде прошлого года, на сумму в 34,3 млрд. драмов. Таким образом, «крупнейшие» обеспечили свыше 81% абсолютного прироста налоговых доходов государственного бюджета.
При этом ЗММК уплатил в январе-сентябре налогов больше, чем в аналогичном периоде прошлого года, на сумму свыше 13,7 млрд. драмов! То есть почти одну треть абсолютного прироста всех налоговых доходов государственного бюджета Армении обеспечила лишь одна компания, ЗММК…
Ныне правительство замахнулось на прирост налоговых доходов государственного бюджета грядущего года в размере примерно 100 млрд. драмов. Правда, четких пояснений, по какой линии будет достигнут столь грандиозный прогресс, пока не последовало. То ли надежда на вывод налогоплательщиков из «тени», то ли уповаем на ЗММК и прочих лидеров списка крупнейших налогоплательщиков…
Имеются намеки, что будет задействован своеобразный налог на роскошь, да и подоходный налог по определенной категории плательщиков будет повышен с 20% до 25%. Но здесь есть один нюанс. По сути, крупнейший налогоплательщик, ЗММК, совместно с металлургическими заводами, перерабатывающим его продукцию, платит налоги в госбюджет Армении за счет иностранных покупателей этой продукции. Что касается компаний, работающих на местный рынок, то не исключается, что они возросшее налоговое бремя скинут на местных же потребителей.
Альберт Хачатрян