Санкт-Петербургский городской суд отменил приговор Московского района суда в отношении бизнесмена Гургена Степаняна и его товарищей, обвинявшихся в убийстве другого армянского предпринимателя Армена Аракеляна. Обвинение Степаняна, в частности, основывалось на показаниях генерального директора фирмы «ТПФ Тайфун» (владельца клубов Help и Apollo) Артуша Чатикяна, осуждённого недавно за убийство диджея клуба Apollo Дмитрия Кравченко.
Журналист Константин Шмелёв раскрыл подробности этого запутанного дела на интернет-странице портала «Фонтанка.ру»
Убийство
Армена Аракеляна убили августе 2001 года на Московском проспекте в середине рабочего дня при большом стечении людей. Девушка погибшего вспомнила, что за несколько минут до убийства Армен звонил Юрику Чатикяну, брату осуждённого за убийство диджея Артуша Чатикяна, и в разговоре Армен, якобы, уточнил место своего нахождения: мол, мы подходим к «МакДоналдсу».
7 лет спустя, когда за это убийство задержали Гургена Степаняна, Вардана Саканяна и Тиграна Арутюняна, прохожий, явившийся в суд, уверенно опознал двух последних. При этом в приговоре суда неоднократно подчёркивается: у свидетеля хорошая память.
Два других человека вспомнили, слова своих умерших родственников о том, что у Степаняна, якобы, был конфликт с покойным и, что Гурген, якобы, сам рассказывал им о том, как организовал это убийство на почве личных неприязненных отношений.
Одним из давших такие показания стал Артуш Чатикян, ссылавшийся на якобы услышанные им слова его покойного брата.
Степанян (как и его товарищи) отрицает не только свое участие в убийстве Аракеляна и наличие конфликта с ним, но и сам факт знакомства с покойным.
Адвокат Юрий Новолодский, защищающий Степаняна, сразу после обвинительного приговора Московского районного суда обратил внимание на странный нюанс. По версии обвинения, Армена Аракеляна убили 3 человека: Степанян инициировал преступление, Саканян выступил в роли исполнителя, а Арутюнян выступил роль пособника (не давал жертве оказывать сопротивление). Между тем, все трое пошли в суд с обвинением в совершении преступления, предусмотренного часть 1 статьи 105 УК РФ — «убийство», а не, например, пунктом «ж» части 2 этой же статьи: «убийство, совершённое группой лиц», что представляется более логичным.
По словам Юрия Новолодского, это — грубое юридическое лукавство, позволившее следствию избежать суда присяжных, на котором явно не отягощённая конкретикой доказательная база могла бы привести к позорному для органов оправдательному приговору. То, что вероятно, не прокатило бы перед присяжными, возымело эффект на судью Крюкова. Он приговорил Степаняна, Саканяна, Арутюняна к серьёзным срокам наказания 11, 9 и 6 лет лишения свободы соответственно за убийство Армена Аракеляна (Степанян, кроме того, признан виновным в разбойном нападении и в изнасиловании).
Отмена приговора свидетельствует о том, что слова Новолодского были не только позицией защиты, но и основывались на объективных вещах. Во всяком случае, пресс-секретарь Санкт-Петербургского городского суда Кристина Важенина сказала корреспонденту «Фонтанки», что за последний год это первый случай отмены приговора.
Впрочем, данная история интересна не только с точки зрения капризов Фемиды. Предыстория убийства, исследованного в материалах уголовного дела, раскрывает целую гангстерскую войну, развёрнутую в Петербурге выходцами из Армении.
«Смотри на меня и запомни. Я Армен, брат «Айко» и «Аро», если не знаешь, они воры в законе»…
Эти страшные события следует описывать с конца 2000 года, когда бизнесмен из Армении Завен Овакимян решил открыть в Петербурге ночной клуб «Zet». Для запуска проекта не хватило денег. Тогда через знакомых в диаспоре Завен нашёл себе бизнес-партнера — Юрика Чатикяна.
Клуб открылся 13 января 2001 года, стал пользоваться определенной популярностью, а уже в марте 2001 года случился неприятный инцидент: охранники задержали в заведении человека с крупной партией наркотиков. Задержанный вел себя уверенно: мол, с вашим хозяином у моих работодателей всё согласовано. Срочно вызвали обоих хозяев, оба сказали, что задержанный нагло лжет. Тогда по просьбе наркоторговца подъехали те, на кого он работает. Трое мужчин с уверенными манерами порекомендовали Юрику Чатикяну не вести праздных разговоров и напомнили о сумме регулярного гонорара, который он получает за невмешательство в наркобизнес на территории его заведения.
Как следует из показаний бывшего совладельца клуба Завена Овакимяна, после этого между ним и Юриком произошёл конфликт: якобы, Завен категорически не хотел связываться с наркотиками, а Юрик, напротив, категорически не хотел от этого выгодного дела отказываться. Бизнес-партнеры «развелись», Чатикяну достался клуб «Zet» и крупный долг, который он должен был выплатить Овакимяну как бывшему основному владельцу заведения.
Но вместо исполнения долгового обязательства, как следует из показаний Завена, его жестоко избили и не убили только благодаря случайным свидетелям, которые пригрозили вызвать милицию. Вот, как описывает эту встречу сам Завен Овакимян:
Один из присутствующих схватил меня за грудки и сказал: «Смотри на меня и запомни. Я Армен, брат «Айко» и «Аро», если не знаешь, они воры в законе. Про клуб забудь. Он теперь не твой и даже не Юрика, он теперь наш. Ты нам на этой неделе вернёшь всё до копейки из того, что передал тебе Юрик. Если вякнешь, я лично перережу всю твою семью…»
Вот так в этой истории впервые появился Армен Аракелян, которого 21 августа 2001 года убили на Московском проспекте.
Младшие братья Армена — Айко и Аро — видимо, действительно были ворами в законе. В то время, когда развивались эти события, оба они досиживали очередные сроки в ереванской тюрьме.
Но с предъявлением прав на клуб «Zet» Армен Аракелян поторопился. Он не смог стать хозяином заведения, потому что через 3 месяца после избиения Завена был убит. В январе 2004 года в Петербург приехали «разбираться» его братья, освободившиеся из ереванской тюрьмы. Остановились они в качестве гостей в доме Юрика Чатикяна, но гостили недолго — оба были убиты.
Вот, как описывает те дни бывший бизнес-партнер Юрика:
Их приезд вызвал у Юрика панику. Он очень боялся их, говорил, что они приехали, чтобы убить его, и, что это невыносимо понимать, что потенциальные убийцы сидят с тобой за одним столом… Мы решили, что Юрику под каким-то предлогом надо уехать из Петербурга… После того, как Юрик исчез из поля зрения братьев, они открыто стали говорить, что именно он убил Армена. Выехав из дома Юрика Чатикяна, они где-то рядом сняли квартиру и организовали настоящую охоту за ним… Но вскоре пришла информация о том, что братья Аракеляны убиты. Я тут же позвонил Юрику. При встрече он подтвердил, что сам это сделал. Чувствовалась даже какая-то гордость, что он сумел расправится сразу с двумя ворами в законе… Юрик сказал, что лично «замочил» обоих — одного он убил сразу выстрелом в голову, второй брат стал убегать, но Юрик догнал его, выстрелил ему в спину, а, когда тот упал, добил его ножом…
Но кровавые события на этом не закончились. Как следует из материалов дела, потом к Юрику Чатикяну приехал некто Арман, который предъявил ему претензию в убийстве воров. В кармане у Армана был заряженный пистолет, но Юрик успел выстрелить первым. Говорят, это произошло в клубе «Zet», в двух шагах от дверей кабинета Юрика Чатикяна.
В общем, когда 9 ноября 2006 года уже сам Юрик погиб от пуль киллеров, никто особенно не удивился. А управлять бизнесом стал приехавший в Петербург как раз в день убийства брата Артуш Чатикян — тот самый, которого недавно осудили за убийство диджея «Apollo» Дмитрия Кравченко (приговор пока не вступил в законную силу).