NEWS.am приводит статью Аманды Пол, опубликованную в турецкой «Today’s Zaman», с некоторыми сокращениями:
Из всех обсуждаемых в настоящее время тем вокруг возможных поствыборных приоритетов внешней политики Анкары, вопрос сближения Турции и Армении всплывает все снова и снова.
Со мной даже связывались энергетические компании, участвующие в каспийских проектах, спрашивая, есть ли у меня какая-либо внутренняя информация из Анкары в отношении того, будет ли сделана новая попытка вернуть процесс сближения в прежнее русло и, если да, как может это повлиять на энергетические сделки, поставленные на повестку, – в первую очередь между Турцией и Азербайджаном, но и дальше – Туркменистаном. Для этих парней доставить свой газ на европейские рынки гораздо более важно, чем открытие турецко-армянской границы, поэтому они на самом деле не хотят видеть Баку опять «расстроенным», что может привести к дальнейшим задержкам проектов и создать новую напряженность в регионе.
В Цюрихе в октябре 2009 г. были подписаны два протокола для нормализации отношений, в том числе открытия границы. Такое развитие событий должно было иметь положительные последствия для стабильности в регионе, помогая смягчить осадное мышление армян, которые, будучи окруженными Азербайджаном и Турцией, одержимы вопросом безопасности, что привело лишь к тому, что они чрезмерно полагаются на Россию. Для Турции же это означало бы закрытие кампании, которую проводит Армения и ее массивная диаспора для того, чтобы парламенты по всему миру (в частности США) назвали трагические события 1915 – 1918 гг. геноцидом. Так что этот процесс был беспроигрышным для всех. Только Азербайджан не мог видеть, что в нем было для них. Баку верил, что это только сделает Ереван более бескомпромиссным в мирных переговорах по Нагорному Карабаху.
К сожалению, в результате последующего сильного давления со стороны Баку и основных оппозиционных партий Турции, усугубившегося тем, что Баку держал в заложниках важнейшие переговоры с Анкарой о тарифах на газ и транзитных пошлинах, Анкара решила связать ратификацию протоколов с прогрессом в нагорно-карабахском урегулировании и, в частности, с выводом армянских войск с азербайджанских земель. Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган поехал в Баку и заявил, что азербайджанская земля – как турецкая земля, и что армяне должны уйти.
Данное заявление в действительности было началом конца этого процесса. Учитывая, что президент Армении Серж Саргсян уже использовал большую часть своего политического капитала, начав первым делом сближение с Турцией, ему просто ничего не оставалось, чтобы дать, поэтому это было тем, с чем Ереван не мог согласиться. Результатом было то, что Турция была названа нечестной и ненадежной. Однако Армения тоже имела свою долю вины, учитывая, что в январе 2010 г. Конституционный суд принял постановление по протоколам, посчитав, что они соответствуют Конституции Армении и декларации независимости Армении 1991 г., в которых признание геноцида является одной из ее целей. По мнению Анкары, это свидетельствовало о том, что Ереван добавляет предусловие к этому процессу.
В конце концов, переговоры провалились, и до сегодняшнего дня процесс остается «замороженным». Любая новая попытка сближения должна быть тщательно продумана – гражданское общество и академические круги занимаются поиском возможных шагов вперед в этом направлении – и все стороны должны быть более гибкими, чем они были ранее. Если действительно будет сделан прогресс, это означает сделать его более «инклюзивным», в том числе сохранять Азербайджан в узком кругу, что будет означать, что в нагорно-карабахском урегулировании должно произойти что-то. Если этого не произойдет, я очень сомневаюсь, что этот процесс достигнет успеха. Весьма вероятно, что вновь появится «газовое препятствие», поскольку, хотя Турция и Азербайджан, может, и подписали Меморандум о взаимопонимании по тарифам на газ и транзиту, они еще не ратифицировали его. Без ратификации соглашение ничего не стоит. И, конечно же, весьма возможно, что Азербайджан еще раз поставит этот вопрос на стол, чтобы и дальше препятствовать сближению, что, конечно, окажет косвенное влияние также на проекты энергетической безопасности ЕС.
Кроме того, Азербайджан может также сделать еще один шаг вперед, так как у него есть еще одна карта в руках, а именно — его собственная роль как транзитного государства. Для таких проектов, как «Набукко», материализовать газ из Центральной Азии (и Азербайджана) имеет важное значение. Азербайджан будет транзитным государством для туркменского газа, поэтому Азербайджан может сказать: «Мы хотим прогресса по Нагорному Карабаху, в противном случае мы не будем готовы выступать в качестве транзитного государства». Газ, кажется, больше всего может менять игру в этом треугольнике.