STRATFOR опубликовал очередной аналитический материал относительно процессов на Южном Кавказе.
Как отмечает автор довольно предвзятой публикации, «Южный регион Кавказа видел бесчисленные битвы в прошлом веке, хотя один из наиболее длительных – это конфликт между армянами и азербайджанцами из-за Нагорного Карабаха». Коснувшись причин конфликта, автор затем отмечает наличие двух причин, по которым конфликт оставался замороженным. Первая заключалась в отсутствии ресурсов для продолжения боевых действий.
«В то же время военные Азербайджана были слишком слабы – до сих пор, – чтобы установить контроль над оккупированными территориями», — пишет STRATFOR. При этом источник отмечает, что через почти два десятилетия проблема начинает снова размораживаться, в то время как баланс между Арменией и Азербайджаном начинает меняться. Баку становился сильнее в геометрической прогрессии в последние шесть лет, а близкий союзник Азербайджана, Турция, обновил свое обязательство защищать Азербайджан в любом конфликте с Арменией, недавно подписав соглашение о стратегическом сотрудничестве в этом направлении.
С другой стороны, Армения была по большей части превращена в спутник России, и эти два фактора привели к увеличению напряженности в отношениях между Баку и Ереваном по поводу того, кто из них будет достаточно смел, чтобы возобновить военные действия, считает источник: «И Анкара, и Москва знают, что любой армяно-азербайджанский конфликт не останется только в регионе. Таким образом, противостояние больше связано с тем, что Москва и Анкара сдерживают каждую из сторон и не позволяют, чтобы нестабильность обострилась вплоть до открытого конфликта или войны».
Однако прослеживаются еще два других вопроса. Во-первых, Баку становится все более сильным, чем это устраивает Москву. Стремясь сохранить региональный баланс и доминирование над каждым из трех государств Кавказа по-своему, Россия воздерживается, чтобы не начать больший конфликт с Турцией, который Москва опасается спровоцировать.
Турция же поглощена другими крупными конфликтами и является одним из ключевых участников в ближневосточном театре. С другой стороны, Россия не окутана никакой из этих проблем и чувствует себя довольно уверенно со своей позицией в глобальном масштабе. Более того, конфликты привели к росту цен на энергоносители и к тому, что многие страны требуют больше поставок – а от этого в выигрыше Россия. Международные резервы России 18 марта превзошли $500 млрд.
впервые за два с половиной года. В последний раз резервы России были в диапазоне $500 млрд. во время конфронтации Москвы с Грузией в августе 2008 г. «Если когда-нибудь должно прийти время для России посмотреть на более сложные вопросы, которых она избегала, – такие, как противостояние между Азербайджаном и Арменией или бросание вызова Турции, которая, похоже, не снижает темп, – то это время наступило сейчас. Наиболее вероятно, что Россия не стремится начать новый конфликт, а вместо этого хочет проверить, как чувствует себя агрессивный Азербайджан, укрепляя свои позиции против Армении, и насколько Турция готова танцевать с медведем. Легче выяснить такие вещи, когда остальной мир смотрит куда-то в другое место», — заключает издание.